Конспект организованной образовательной деятельности Познавательно-исследовательской деятельности (5-6 лет) «Производство гжельского фарфора»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА — ДЕТСКИЙ САД "ЛАСТОЧКА" ГОРОДА ОБНИНСКА
Разработал: Воспитатель Васильева Наталия Владимировна МБДОУ «ЦРР-детский сад «Ласточка» города Обнинска, Калужской области
Тема недели: «В гости к мастерам Гжели»
Познавательно- исследовательская деятельность «В гости к мастерам Гжели»
Старшая группа (5-6 лет)
По пособию «Здравствуй, мир!» часть 3 (5-6 лет) (А. А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова)
Объект познавательной деятельности: производство гжельская посуда.
Цель воспитателя: знакомство детей с производством гжельского фарфора.
Скачать конспект
Предполагаемая цель ребенка: помочь Матрешке узнать как изготовить гжельский фарфор.
Задачи воспитателя:
Социально-коммуникативное развитие -воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, учить взаимодействовать друг с другом, воспитывать детей ……
Познавательное развитие — развивать познавательные действия;
- развивать воображение и творческую активность
Речевое развитие — обогащать активный словарь;
- развивать связанную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь
Физическое развитие — способствовать правильному формированию и развитию крупной моторики
Материалы: изделия Гжельского завода, теневой театр (фигуры: Зима, Весна, гончар, цветы, деревья), наглядный материал: иллюстрации «Производство посуды на фабрике в городе Гжель», форма для гипса, раствор гипса (имитация жидкой глины), кувшин для жидкого гипса, заготовка-поднос, раствор-фуксин (подкрашенная вода), молоко (имитация глазури), модель муфельной печи (картонная коробка), карточки «Морфологический ящик», простые карандаши.
Название и краткое описание ООД: «Производство гжельского фарфора». Предлагаем детям экскурсию по фабрике в городе Гжель. Рассказать какие материалы используют в производстве посуды, показать этапы производства. Заранее на столах готовятся производственный объект. В итоге дети, пользуясь карточками, рисуют маршрут с чего начинается и чем заканчивается производство посуды.
Ход ООД
Этапы деятельности
|
Действия педагога и детей (предполагаемые ответы детей)
|
Ориентировочный этап
(5мин)
|
В группу заходят дети.
Воспитатель Н.В.: Проходи честной народ! Всех, кто весел, приглашаем, в гости всех мы зазываем. Все скорей спешите к нам, рады всяким мы гостям! Я снова рада приветствовать вас в нашей художественной изостудии «Маленькие дизайнеры». Вы пришли сегодня ни одни, кто с вами? Если дети сами не начнут рассказывать проблему, спросить: Что случилось?
Дети выводят свою цель.
Педагог подводит детей к своей выставке и спрашивает:
- А что вы знаете про эти игрушки? (ответы детей)
Если они не отвечают про то, что ее делают из глины, то педагог подводит к глине.
Воспитатель Н.В.: Правильно, посуду эту изготавливают из глины. (Педагог предлагает детям исследовать глину, взяв ее в руки. Затем исследовать гжельскую игрушку)
- Как же из мягкой глины получается такая красивая и достаточно крепкая игрушка?(Ответы детей).
- Хотели бы узнать этот волшебный процесс? (ответы детей).
- Тогда я приглашаю вас в нашу волшебную мастерскую гжельского фарфора.
|
Исполнительский этап
(6 мин)
|
На столах заранее подготовленный производственный объект.
Воспитатель: Процесс очень трудоемкий. Изготовление проходит в несколько этапов.
Гжельские мастера вручную, на специальных гончарных станках вытачивают гипсовые заготовки будущего гжельского изделия.
Затем в эту форму заливают шликер (глина). Как вы думаете изделие сразу можно вытащить из формы?
Ответы детей.
Нужно время для того чтобы заготовка приобрела форму.
Когда заготовка стала твердой, ее сушат в естественных условиях, а после отправляют в печь, для первого обжига. Температура в печи очень высокая. Как вы думаете зачем это делают?
Ответы детей.
Обжиг придает изделию прочность.
После первого обжига будущее изделие проверяют на наличие брака. Нет ли трещин. Для этого изделие погружают в раствор ярко-розового цвета- фуксин. Как вы думаете, если обнаруживают трещины, как это исправляют?
Ответы детей.
Изделие отправляют на повторную обработку.
Когда изделие прошло проверку в фуксине, на донышко посуды ставят штамп и отправляют к живописцам. Они наносят черно-серую краску на основе оксида кобальта. Глядя на розовую посуду с черно- серой росписью сначала не понимаешь, как такая вещь приобретает вид традиционной гжели.
Далее, расписанная вещь окунается в бак с жидкой глазурью. На что похожа глазурь?
Ответы детей: На молоко.
Завершающий этап- заключительный обжиг.
В финале некоторые изделия отправляются к художникам, для росписи золотом.
В итоге мы видим, как делают гжельский фарфор.
- Узнали вы как делают гжельскую игрушку?
- А чтобы вы не забыли все этапы волшебства Гжели, у нас для вас есть карточки –напоминалочки.
Выполняют за столами задание на картах самостоятельно. Проверяют на примере педагога.
|
Рефлексивный этап
(2мин)
|
Воспитатель задает детям вопросы:
Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? О чем узнали? Кому мы сегодня помогали? Удалось ли вам это?
Ответы детей.
Воспитатель: Что особенно понравилось?
- Что запомнилось? Что вызвало затруднения?
Дети отвечают.
Матрешка благодарит детей и со всеми прощается.
|
Перспективный этап
(2 мин)
|
Организовать детей на перспективную деятельность
Воспитатель: А чтобы владеть навыками и умениями живописцев, мне хотелось бы вам подарить альбом, который познакомит и научит вас расписывать изделия из Гжели как настоящие гжельские мастера. Жду вас на следующей нашей встрече.
|
|
|
|