«Химичим с детьми» или 10 занимательных научных экспериментов для дошкольников из подручных средств» |
Познание | |||
Автор: Баранова Евгения Александровна | |||
26.03.2023 20:35 | |||
«Химичим с детьми» или 10 занимательных научных экспериментов для дошкольников из подручных средств» Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Как говорит китайская пословица: «Расскажи — и я забуду, Покажи — и я запомню, Дай попробовать — и я пойму» Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Все потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядное — образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он — ведущий, а первые три года — практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явление природы, которое производится в специально организованных условиях. В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
Познавательная задача должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинноследственных связей. Очень важно чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок. Народная мудрость гласит так: «Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать», так что давайте попробуем с вами «ПО химичить» С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые опыты из подручных средств, которые можно использовать в работе с детьми. Опыт «Самонадувающийся шарик» Спросите детей, верят ли они в то, что воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень запросто! Для опыта вам необходимо: воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3-4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл. уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и всё. Теперь остается наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик. Опыт с водой и зубочисткой Спросите у детей, как они думают реально ли, не закрывая бутылку пробкой перевернуть ее, и чтобы при этом не полилась вода из бутылки? Предложим детям проверить. Наливаем полную бутылку водой, сверху накрываем ее салфеткой и переворачиваем (вода не течет). Но мы усложним наш опыт и проткнем салфетку зубочисткой, отправив ее в бутылку, она всплывет на вверх. Объяснение: воздух который есть в бутылке и вода давать на салфетку с меньшей силой, чем атмосферное давление вне бутылки. А зубочистки всплывают вверх т.к. плотность воды больше чем у дерева. "Бомбочки " из соды Спросить у детей видели ли они "бомбочки" для ванной? Предложить детям создать их самостоятельно. Для этого нам понадобиться: сода, краситель, вода. Сформировав шарики из соды, необходимо им дать немного высохнуть. А затем для эффектности можно опустить в воду с добавлением уксуса. Будет происходить интересное шипение с выделением углекислого газа. Искусственный снег В этом году у нас зима прошла без снега, и мы с детьми решили сделать свой искусственный снег. Для него нам понадобиться: пена для бритья и сода. Самый интересное -это смешивание ингредиентов. У детей это вызывает бурю положительных эмоций. Из снега дети с огромным удовольствием слепили снеговика и снежки. Так же сделали вывод, что искусственный снег хорошо лепиться, но при этом не тает в руках и в комнате, в отличии от настоящего снега. Цветной дождь Поинтересоваться у детей любят ли они, когда идет дождь или нет? Выслушав ответ детей, предложить им создать свой дождь и посмотреть, как он идет из туч. Для этого опыта нам понадобиться: прозрачный сосуд, пена для бритья, красители. Налить воду в прозрачный сосуд, сверху покрыть пеной для бритья и затем предложить детям сверху на "тучу" капать краситель. Капли красителя начнут красиво спускаться по воде из пены, напоминая капли дождя. Вулкан в стакане Провести беседу с детками о том, что у нас на планете есть действующие вулканы и они периодически извергаются. Предложить детям создать "свой" вулкан. Для этого нам понадобиться: прозрачный сосуд, вода, подсолнечное масло, красители и любые шипучие таблетки. В сосуд наливаем подсолнечное масло, добавляем воду, красители и бросаем несколько шипучих таблеток и смотрим результат. Вывод: вода и масло- это жидкости с разной плотность. Плотность масла ниже плотности воды, поэтому не смешивается с ней и располагается поверх воды. Когда вы бросаете шипучую таблетку в жидкость, она начинает взаимодействовать с водой. В результате химической реакции выделяется углекислый газ, который, подхватывает частицы воды с красителем и устремляется верх. Далее газ покидает емкость, а частицы подкрашенной воды возвращаются обратно вниз. Именно поэтому круговорот жидкости и получается интересный и красивый эффект. Рисуем на соде и лимонной кислоте Поинтересоваться у детей, каким необычным способом они рисовали. Предложить им нарисовать "шипучим" способом. Для этого нам понадобиться: емкость (контейнер), сода, лимонная кислота, вода с красителями, пипетки. Смешиваем соду с лимонной кислотой и сверху при помощи пипетки льем воду с красителем и смотрим на реакцию. Вывод: при попадании воды на лимонную кислоту и соду образуется угольная кислота и цитрат натрия. Угольная кислота распадается на воду и углекислый газ, образуя пузырьки. Магическое рисование на салфетке А кто же любит магию... дети всегда любят волшебство. Для этого нам понадобиться салфетки, маркер и емкость с водой. Предлагаем детям нарисовать внутри салфетки любой рисунок и закрыть салфетку. Когда она сухая рисунка не видно. Затем предлагаем ее погрузить в воду. И происходит магия, рисунок проявляется. Рисование на пене для бритья Будем пробовать рисовать на пене для бритья. Для этого нам понадобиться: емкость, пена для бритья, краски. Пену посещаем в емкость с невысокими бортиками, сверху предлагаем рисовать красками, затем полученный рисунок можно перенести на лист бумаги по типу рисования Эбру. Неньютовская жидкость Для эксперимента нам понадобиться крахмал и вода в соотношении 1:1. И у нас получится не обычная жидкость, текучая, как вода. Но при резком ударе она будет вести себя как твердое тело. Объяснение: неньютоновской жидкостью называют жидкость, при течении которой ее вязкость зависит от градиента скорости. Обычно такие жидкости сильно неоднородные и состоят из крупных молекул, образующих сложные пространственные структуры. Проще говоря, это такое вещество, которое может быть и твердым, и жидким, в зависимости от того с какой скоростью мы с ним работаем. Волшебный стакан Простой и наглядный опыт удивить малышей. Наполните любой стакан водой лишь на половину. Возьмите листок бумаги или картона и накройте ими отверстие стакана. Переверните емкость вверх дном, придерживая листок, и отпустите руку. Вы увидите, что листок держится, а вода даже не думает проливаться. Объяснение: внутри и снаружи стакана разница давления давящего на лист бумаги. Когда мы переворачиваем емкость, внутри стакана образуется небольшой вакуум, который и "присасывает" листок к отверстию. А из-за того, что снаружи давление более высокое, листок прижимается к стакану еще плотнее.
|