Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы русские люди». |
Познание | |||
Автор: Маркина Екатерина Александровна | |||
21.03.2023 09:04 | |||
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Мы русские люди». Полное ФИО Маркина Екатерина Александровна Должность: воспитатель Название (номер) учреждения: Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Ягодка» МБДОУ «Детский сад планета детства» комбинированного вида» Город (село, поселок), Область, Край: Республика Мордовия, поселок Чамзинка Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру? Предлагаю вашему вниманию конспект НОД «Мы русские люди» Программное содержание: Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры. Образовательные задачи:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарная работа: «именины» Развивать умение вести диалог, поддерживать беседу, активизировать словарь детей, развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Материалы и оборудование: раздаточный материал (ленточки, квадраты, разного цвета) презентация, магнитофон, проектор, ноутбук,
:Воспитатель: Что за гости в зал спешат. Рада видеть, я ребят. Соберёмся в полукруг, справа друг и слева друг. Посмотрите сколько гостей, давайте поздороваемся: Здравствуйте! Уважаемые гости и ребята! (Воспитатель берет каравай и соль): Воспитатель: Приветствуя гостей, русский человек говорит «Хлеб да соль!» С радостью гостей встречаем, Хлебом — солью угощаем. «Хлеба кушать!» непременно отвечают ему. Хлеб да соль» — это пожелание добра. Соль – символ дружбы. Беречь хлеб и соль – значит дружить. Я предлагаю поприветствовать наших гостей в лучших традициях русского народа.. Дети подходят к гостям с поклоном, подают хлеб (возвращаются). Вспомните, какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб? Дети: Хлеб — всему голова Хлеб бросать – труд не уважать Большому куску рот радуется Без хлеба – половина обеда Будет хлеб – будет и обед Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое. Воспитатель: (сопровождается показом слайдов) Приготовьтесь слушать сказ Про Россию и про нас, Здесь издавна русские люди живут, Они прославляют жилища родные, Раздольные русские песни поют. Наша Родина — большое и красивое государство, в стародавние времена наша страна не Россией звалась, а Русью. Раньше было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними, а потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И с тех пор Россия стала большим и сильным государством. Много интересного и хорошего есть в нашей стране. Бескрайние ее просторы наполнены реками, лесами, горами. В горах добывают разные полезные ископаемые — уголь, алмазы, железную руду. Страна наша называется Россия. Как называют людей, живущих в нашей стране? Дети: Их называют россияне. Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции, наше государство многонациональное, но есть традиции, что все мы чтим и любим. Скажите, а как вы понимаете, что такое «традиция»? (Предположения детей) Дети: традиция – это то, что передается от одного поколения другому. Воспитатель: Какие бывают традиции? Дети: Традиции бывают народные и семейные. Воспитатель (Сопровождается показом слайдов) Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем, так как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, под музыку водили хороводы, пели, плясали и затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды, нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Ребята осенью отмечали на Руси удивительно красивый праздник, праздник рябины, а праздновали его в день святых Петра и Павла. Какое дерево считалось оберегом на Руси? Дети: Рябина считалась деревом-оберегом. Ее сажали у ворот и калиток. Воспитатель: Какие традиционные праздники мы отмечаем зимой? Дети: новый год и рождество. Воспитатель: Правильно ребята, а на рождество есть особенные дни, когда мы колядуем. Давайте все вместе скажем колядку. Коляда, коляда! На кануне Рождества Коляда к нам пришла Рождество принесла. А дай Бог тому, Кто в этом дому! И житья, и бытья, И богатства! Воспитатель: С древних времен, на Руси существует еще один обычай – провожать зиму и встречать весну. Этот праздник называется масленица. Какое главное праздничное блюдо на масленицу? Дети: главное праздничное блюдо блины Воспитатель: Правильно! Каждый день масленицы особенный, со своим названием. Какие масленичные дни вы знаете? Дети: Понедельник – встреча Масленицы. Вторник – Заигрыш. Среда – «Лакомка». Четверг — «Широкая Масленица». Пятница – «Тещины вечерки». Суббота – «Золовкины посиделки» Воскресенье – «Прощеное воскресенье».. Кто расскажет как традиционно празднуют масленицу? Дети: На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою Воспитатель: Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. Давайте и мы заведем хоровод. Дети встают в круг, водим хоровод под песню. «Масленица» Воспитатель (Разворачиваемся к экрану). Дети, есть еще праздник, который мы любим не меньше. Попробуйте догадаться. Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! Дети: Это праздник Пасха. Воспитатель: Правильно! Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело и праздновали его целую неделю. Ребята, как празднуют праздник пасхи? Дети: На пасху красят, освещают и собирают яйца. Устраивают катания яиц. Различные игры. Пекут пасхальные куличи. Воспитатель: Давайте и мы свами поиграем. У кого дольше всех будет крутится яйцо. Подходим к столу. Воспитатель: (Работа со слайдами) В нашей стране есть и современные традиции, какие ребята? Дети: Современная традиция это:
Раздаются звуки. Воспитатель: Тише ребята, тише, я слышу какой-то шорох. Ой, да это же домовёнок Кузя (входит Кузя, плачет). Кузя, что случилось, почему ты такой грустный? Кузя: У меня сегодня именины, а у меня и друзей нет, которые могли бы прийти ко мне, от этого стало грустно. Я сижу и грущу. Воспитатель: Ребята, что такое именины и как их празднуют? Дети: Каждому человеку, когда он рождается, дают имя. Часто ребенка называют в честь бабушки или дедушки. Но у каждого имени есть свой день рождения. Это день рождения какого – ни будь святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождение святого, то ему давали его имя. Воспитатель: Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Выбор имени имел большое значение. Воспитатель: Дети, давайте поиграем в игру «Что означает мое имя» (Игра с мячом) А я знаю ребята, что на именины принято дарить подарки. Давайте мы сделаем для себя и для Кузи куклу оберег (объяснение приемов работы). Изготовления кукол — оберегов. Воспитатель: На славу вы потрудились, славные куклы получились. Вот тебе Кузя подарок, больше не грусти. Кузя: Спасибо! Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорили о разных традициях. Какие традиции вам понравились? Ответы детей. Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев. Воспитатель: Всё то, что узнали Мы сохраним. Традиции русские Детям и внукам передадим! Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё народные традиции они помнят, и на следующих занятиях поделитесь ими с другими ребятами. Автор: Маркина Екатерина Александровна.
|