Макетирование – как средство развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников |
Познание | |||
Автор: Сапега Мария Юрьевна | |||
20.03.2023 20:34 | |||
Макетирование – как средство развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а китайский мудрец Конфуций сказал: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму» Актуальность. Изучая литературу по использованию нетрадиционных методов, моё внимание и интерес привлекли макеты. Макет многофункционален и его применение в работе носит разноплановый характер, что даёт возможность решать многие задачи. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательно- исследовательскому развитию дошкольников является метод макетирования. Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО: 1-индивидуализации дошкольного образования; 2-содействия и сотрудничества детей и взрослых; 3-поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; 4-партнерства с семьей. Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Научность и теоретическая база. В процессе своей работы я опиралась на опыт Галины Анатольевны Урунтаевой, которая считает, что ребенок в процессе использования макетов в игре начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных, пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующие независимо от действий и желаний самого ребенка. Использование макетов в своей работе позволило мне изменить отношение детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию: — открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей; — создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов. Так же использовала опыт Надежды Александровны Коротковой, которая условно делит макеты на два типа модели и карты. Так же выделяет следующие виды макетов:
Существует несколько требований к макетам: — они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; — удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; — должны быть эстетически оформлены; — служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Цель макета: создание условий для развития познавательно- исследовательской деятельности деятельности и эффективного проведения игрового и образовательного процесса на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника. При использовании макета решаются следующие задачи:
Для разработки и изготовления макета выделила 3 этапа.
Логичность. В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ? Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все. Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности. Целостность. Сейчас я расскажу, в какой последовательности я использую технологию макетирования. Я работаю над данной темой с 2019 г. по настоящее время. Мною разработана система мероприятий по применению данной технологии, которая включает следующие блоки: — работа с родителями; — работа с педагогами; — работа с детьми. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Для родителей разработала и провела:
альбом «Мои макеты» и индивидуальные консультации.
Родители с удовольствием сотрудничают с нами, так, например, готовясь к открытому занятию, родители вместе с детьми изготовили макеты «Морское дно», «Африка» и были очень рады успехам своих детей. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ Несомненно, вся моя работа идет в тесной взаимосвязи с воспитателями. Мною были разработаны и проведены следующие мероприятия:
РАБОТА С ДЕТЬМИ Более подробно расскажу о работе с детьми. Цель работы с детьми: развитие познавательных и исследовательских способностей у детей дошкольного возраста методом макетирования. Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Заключение. Таким образом, технология макетирования – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста. Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Макет имеет не только развивающее, но и коррекционное значение: предметные изображения изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры, что обеспечивает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений. Предметные изображения, животные, птицы, деревья хранятся в различных коробочках. Играть можно, снимая животных, деревья и т.д. как на столе, так и на любых поверхностях. Играть может одновременно разное количество детей как самостоятельно, так и под руководством воспитателя, выполняя различные задания. Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду. Данное пособие полезно для детей с 2 до 7 лет, педагогов, родителей. Приложение№1 Виды макетов 1. макеты–модули Макет: «Противопожарный щит» 2. макеты – карты 3. Универсальный макет 4. Ландшафтный макет 5. Напольный 6.Настольный 7. Подиумный 8.Настенный
|