Исследовательский проект «Соль» для детей старшего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Криволапова Екатерина Владимировна | |||
18.02.2023 18:31 | |||
Исследовательский проект «Соль» для детей старшего дошкольного возраста муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 ст. Новоалексеевской муниципального образования Курганинский район Автор проекта: Криволапова Е.В. Участники проекта:
ст. Новоалексеевская 2021г.
Тип проекта:
Сроки реализации: февраль: 01. 02. — 26. 02. 2021г. Участники проекта:
Цель проекта: cоздание условий для формирования представлений детей о соли и применения пищевой поваренной соли и её свойствах. Задачи:
Актуальность: В жизни есть простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. К этим же вещам можно отнести пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. А где же ещё можно применить соль, кроме пищи? Гипотеза: При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве. Ожидаемый результат:
Основные принципы реализации: Объект исследования: соль. Предмет исследования: свойства соли, значение для человека. При организации исследовательской деятельности были использованы методы:
План реализации проекта. 1 этап — подготовительный:
Цель: содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. 3. Подбор познавательной, научной и методической литературы. Собрать как можно больше сведений о соли из разных источников информации. Цель: анализ литературы для организации осуществления исследования. 4. Подбор художественных произведений (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки о соли). 5. Подбор опытов и экспериментов с солью. 6. Цель: пробудить у детей интерес к естественно — научным экспериментам по изучению полезного ископаемого – соли и определению ее основных свойств. 7. Беседы с детьми: «Откуда соль берётся», «Для чего соль нужна», «Свойства соли». Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.) 2 этап – основной: 1. Опытно-экспериментальная деятельность:
2. Творческая деятельность:
Цель: дать детям знания о добычи поваренной соли. Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. Пробудить у детей интерес к естественно — научным экспериментам по изучению соли и определению ее основных свойств. Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. Материал: энциклопедии, беседа, загадки, пословицы, поговорки, эксперименты. 3-й этап – заключительный:
Достигнутые результаты: Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, участники проекта поняли, что знаю о ней мало. Участие в проекте способствовало повышению любознательности, познавательной активности детей. Они стали больше задавать вопросов, активно проявлять интерес к окружающему миру. Выводы. Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы. Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах. Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов. В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов. Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. Наша гипотеза подтвердилась: соль — не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдений применения для творчества. Ресурсы и условия реализации проекта:
Список литературы:
Введение 21 век – время, когда для людей уже созданы все условия для комфортной жизни: у них есть теплые дома и квартиры, красивые и быстрые машины, умные роботы и компьютеры. Почти в каждом доме, на заводах, в больницах и школах есть большое количество разнообразной техники и приборов, которые облегчают труд людей, их быт и жизнь в целом. И человечество уже настолько привыкло к стиральным и посудомоечным машинам, сотовым телефонам, эскалаторам, интернету и космическим кораблям, что нам сложно представить, как люди жили без всего этого в недалеком прошлом. Но в жизни есть и простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. Например: зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар. … Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее. Беседа о соли Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек. Что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в мешочках? Воспитатель загадывает загадку: Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль. Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль) Откройте мешочки. Что там? (соль) Воспитатель высыпает соль из мешочков в емкости и задает детям вопросы
- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Соль — это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам. Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах. - Как вы думаете ребята, соль полезна или вредна? (соль полезна) - Конечно, полезна, так как соль содержит минеральное вещество – ЙОД Немного истории Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека. Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы. В России еще в 16 веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. Строгановы были самыми крупными солеварами. Жили они в Пермском крае. Прикамье было очень богато на выходы соленой грунтовой воды. Именно соль и прославила в то время Пермский край на всю Россию. Оттуда и с предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу. Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол, как признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши». Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование» и «зарплата», — имеют «солевое» происхождение. По своей ценности соль приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат». Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности. Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль». Наша планета очень богата солеными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Воспитатель: — Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). А еще соль полезна и животным. В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. На улице: на улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. Соль в народных приметах и народном творчестве С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Если гость случайно или, хуже того, специально просыпал соль — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре. Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито — трава». Много народных загадок сложено о соли: Белый камень из горы Всегда стоит на столе. Кто его не ест, Тот вкуса не знает. (соль) Меня одну не едят, а без меня мало едят. (соль) В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра. Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебавши». Не солоно хлебавши — значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища. Значение соли
Русская народная сказка «Соль» В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами. В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле. Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть. Купец долго не соглашался: — Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками. Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев. Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову. — Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу! Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью. Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил. Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли. Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает: — Говори, в чем дело — какая нужда? — Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене. — А каким товаром торги ведешь? — Русской солью, ваше величество! А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар? — А ну, — говорит, — покажь! Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою: — Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают! Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?» Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет. Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все явства и приправы. Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалось, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось. Призвал царь поваров и говорит им: — Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали? Отвечают повара: — Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего? — Позвать его сюда! Привели Ивана — купеческого сына к царю. — Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится. — А почем соль продаешь? Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал: — Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота. Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар. Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее. Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние. Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться. Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом. И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову. Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит. — Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан. Иван рассказал ему все, что случилось. — Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину. Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала. — Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил! — Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан. Принес он его на родину, спустил наземь и говорит: — Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет. Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой. Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею. — Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит! — Что такое? — спрашивает отец. Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули. Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне. Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался: — Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал! Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан: — А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал? — Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился. — А ну покажи: какой-такой хмель? Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток. А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит: — Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку. Словацкая сказка «Сказка про соль». Есть старинная словацкая народная сказка — Соль и золото. Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня? - Как золото, — ответила старшая дочь. - Как венок свой зеленый, — сказала средняя. - Как соль, — сказала младшая, Марушка. Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь — щепотка соли. Пословицы о соли. Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
Загадки о соли.
Всегда стоит на столе. Кто его не ест, Тот вкуса не знает (соль).
|