Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Познание
Автор: Суркова Елена Владимировна   
06.02.2023 00:07

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВРАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

"Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни". К. Д. Ушинский

Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни (социальная адаптивность). Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 1.4). Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации.

В последние несколько лет реализуются различныепроекты в сфере профориентации. Занятия попрофориентации проводятся не только в школах, но и в детских садах.

 

Скачать конспект

Почему выпускники школ не знают, кем хотят стать?

Этот вопрос волнует представителей кадрового рынка не меньше, чемсамих детей и их родителей. Существует несколькорешающих факторов, в их числе – недостаток знаний у населения вцелом и у многих выпускников школ в частности о разнообразии испецифике различных профессий, о состоянии рынка труда ивостребованности профессий; недостаточное внимание кпрофориентации со стороны родителей и образовательных структур; давление некоторых родителей на школьников при выборе профессиии, в определенной степени, даже навязывание детям своихпредставлений, часто ошибочных, о престижности профессий ифинансовой успешности.

Число вакансий в столице превосходит количество зарегистрированных безработных в 6,4 раза. Об этом на Московском урбанистическом форуме заявил заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников.

Что такое профессиональная ориентация?

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда (п. 1.1).

В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении – в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья (п. 2.7).

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Важнейшим результатом ранней профориентации является формирование у детей качества социальной адаптивности, а также социально значимых качеств как совокупности личностных качеств (ответственности, социальной активности, коммуникативности, самостоятельности), способствующих адаптации и успешности социальной деятельности человека. Формирование качества социальной адаптивности ребенка дошкольного возраста – важнейший компонент его социально-коммуникативного развития. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованиявыделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Содержание этой образовательной области направлено наформирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (п. 2.6).

Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути.

Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса:

I этап. Конкретно-наглядные представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

II этап. Профессиональное самопознание. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. К завершению этой стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

III этап. Собственно профессиональное самоопределение. Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии.

Первый и второй этапы профессионального самоопределения называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задается взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития.

Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы

  • сформировать представления о разнообразии и объективной специфике профессий;
  • сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
  • предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:

  • профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
  • профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).

Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в реализации комплекса психолого-педагогических мер воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающейсреды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Формы и методы работы с детьмипо формированию представлений о труде взрослых

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда;
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
  • выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
  • оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
  • оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
  • материалы для сюжетно-ролевых игр.

Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей.

Задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Задачи работы:

  • формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
  • учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
  • обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
  • развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Задачи работы:

  • формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;
  • формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
  • формировать первичные представления о мотивах труда людей;
  • формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
  • учить сравнивать профессии;
  • учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
  • знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-7 лет:

  • расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
  • расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
  • формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
  • формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
  • систематизировать знания о труде людей в разное время года;
  • знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

  • расширять и систематизировать представления о раз-личных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
  • расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
  • расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
  • расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
  • формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей разных профессий
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год