РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Познание | |||
Автор: Суркова Елена Владимировна | |||
06.02.2023 00:07 | |||
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни". К. Д. Ушинский Доминантной идеей образования последнего десятилетия является идея формирования успешной личности, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям социальной жизни (социальная адаптивность). Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 1.4). Реализация данного принципа невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. В последние несколько лет реализуются различныепроекты в сфере профориентации. Занятия попрофориентации проводятся не только в школах, но и в детских садах.
Почему выпускники школ не знают, кем хотят стать? Этот вопрос волнует представителей кадрового рынка не меньше, чемсамих детей и их родителей. Существует несколькорешающих факторов, в их числе – недостаток знаний у населения вцелом и у многих выпускников школ в частности о разнообразии испецифике различных профессий, о состоянии рынка труда ивостребованности профессий; недостаточное внимание кпрофориентации со стороны родителей и образовательных структур; давление некоторых родителей на школьников при выборе профессиии, в определенной степени, даже навязывание детям своихпредставлений, часто ошибочных, о престижности профессий ифинансовой успешности. Число вакансий в столице превосходит количество зарегистрированных безработных в 6,4 раза. Об этом на Московском урбанистическом форуме заявил заместитель мэра по вопросам социального развития Леонид Печатников. Что такое профессиональная ориентация? В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально- экономической ситуации на рынке труда (п. 1.1). В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Их задача в этом отношении – в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья (п. 2.7). В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Важнейшим результатом ранней профориентации является формирование у детей качества социальной адаптивности, а также социально значимых качеств как совокупности личностных качеств (ответственности, социальной активности, коммуникативности, самостоятельности), способствующих адаптации и успешности социальной деятельности человека. Формирование качества социальной адаптивности ребенка дошкольного возраста – важнейший компонент его социально-коммуникативного развития. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образованиявыделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Содержание этой образовательной области направлено наформирование позитивных установок к различным видам труда и творчества (п. 2.6). Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация – разные понятия. Если профессиональное самоопределение можно упрощенно представить как процесс принятия решений в профессиональной сфере жизни, то профессиональная ориентация (профориентация) представляет собой систему мер, направленных на оказание помощи человеку любого возраста в осознанном выборе (подборе, смене) профессии, обеспечивающих свободный выбор предстоящего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве. Традиционно выделяют несколько этапов этого процесса: I этап. Конкретно-наглядные представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и др., основываясь на наблюдении за взрослыми. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. II этап. Профессиональное самопознание. Освоив определенные представления о разнообразных профессиях, школьнику необходимо их как-то использовать. Большинство подростков еще не могут реализовать себя, даже частично, в той или иной профессиональной сфере потому, что еще у них нет достаточного количества ресурсов: знаний, умений и готовности. Но у них есть сильно выраженная потребность в самопознании, обусловленная новой ведущей деятельностью – общением со сверстниками. Именно это создает запрос на самопознание, – в том числе и на самопознание в профессиональной сфере. К завершению этой стадии (примерно в 14–16 лет) у подростка формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии. III этап. Собственно профессиональное самоопределение. Здесь завершается процесс становления профессионального самосознания. И важно отметить, что эта стадия у большинства школьников находит свое развитие и после школы. Данная стадия характеризуется наличием сформированного маршрута в овладении профессией, в наличии устойчивых интересов в связи с профессией и осознанием определенных личностных изменений, обусловленных требованиями профессии. Первый и второй этапы профессионального самоопределения называют допрофессиональным самоопределением, так как они не связаны непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а являются подготовительными к ней. Главная цель допрофессионального самоопределения задается взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у ребенка внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития. Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в реализации комплекса психолого-педагогических мер воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающейсреды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей. Формы и методы работы с детьмипо формированию представлений о труде взрослых Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии. В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей. Задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). Задачи работы:
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Задачи работы:
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Задачи работы с детьми 5-7 лет:
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
|