Интерактивная тематическая папка – лэпбук «Детективы» по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников |
Познание | |||
Автор: Рахматуллина Изиля Вазыховна | |||
05.02.2023 18:07 | |||
Интерактивная тематическая папка – лэпбук «Детективы» по ранней профессиональной ориентации старших дошкольников Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Ранжирование интересов детей нашей группы к профессиям вывело профессию детектива на первое место. Это и определило выбор темы и дальнейшей работы. Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о специфике деятельности детектива и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, было разработано методическое пособие – лэпбук «Детективы». Преимущество интерактивных папок очевидно. Их отличает компактность, многофункциональность, трансформируемость, удобство расположения. Эту небольшую самодельную папку ребенок может разложить у себя на коленях, просмотреть ее содержимое. В интерактивной книге содержится игровой материал по теме. Она, как нельзя лучше может быть использована в течение тематического периода или стать итоговым материалом по теме недели «Профессии». Цель: Формирование элементарных представлений о профессии детектива, способствующих ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. Задачи:
Словарная работа: детектив, расследование, улика, лупа, подозреваемый, фоторобот, свидетель. Содержание интерактивной тематической папки «Детективы»:
Содержание лэпбука может пополняться и усложняться. Чтобы интерес детей к лэпбуку не пропал, игровые задания с фонариком можно заменить другими вариантами игр ( «Что и где спрятано?», «Что везет грузовик?», «Кто съел печенье?» — с отпечатками пальцев и др.) Для поддержания интереса к игре-пазлу «Составь фоторобот», детям предлагается несколько вариантов описания сказочных персонажей; подобраны различные комплекты деталей лица, с помощью которых дети могут составить портрет подозреваемого в преступлении или пропавшего персонажа. Лупа и фонарик из кармашка лэпбука могут использоваться дошкольниками во время игр в детективов; для обыгрывания детективных сюжетов, придуманных детьми. 1. Дидактическая игра «Подбери инструменты детектива» Цель: Познакомить детей с инструментами, которые детектив использует в своей работе. Материал: комплект карточек с детективными инструментами и орудиями труда людей разных профессий (молоток, расческа, шприц, калькулятор и т.д.) Педагог предлагает детям рассмотреть карточки с изображением различных предметов, орудий труда, используемых в работе людьми разных профессий. Дети должны подобрать картинки с инструментами, которые детектив может использовать в своей работе, рассказать про каждый предмет (как он может быть использован детективом в работе). 2. Поисковая игра с лупой «Чей след?» Цель: Познакомить детей с одним из детективных инструментов – лупой; со свойством лупы – увеличивать предметы; учить детей пользоваться лупой. Развивать внимание и способность концентрироваться на выполнении поставленной задачи. Педагог, выступающий в роли старшего детектива, знакомит детей с одним из главных помощников детектива в расследовании – лупой (у лупы есть ручка, круглая рамка и увеличительное стекло, которое и позволяет рассмотреть самые мельчайшие детали вокруг), и предлагает сначала рассмотреть свои пальчики, мелкие детали на одежде друг у друга. Затем юным детективам раздаются карточки — подсказки, с изображенными на них следами животных и птиц. Следующий набор – карточки — отгадки с изображением животных и птиц. Следы на карточках можно рассмотреть только под лупой, они очень мелкие. Задача детей – определить, кому их животных принадлежат следы, и правильно выбрать карточку- отгадку; обосновать правильность своего выбора. 3. Игровое задание с фонариком «Найди свидетелей» Цель: обучение формам игровой деятельности, позволяющим расширить круг знаний детей о профессии детектива с использованием фонарика: поиск потерянных предметов или пропавших сказочных героев. Материал: карточки, склеенные парами (картинки с изображением предметов мебели наклеиваются на картинки с изображением сказочных персонажей. Например, картинка с изображением шифоньера наклеивается на картинку с изображением Мальвины), карманные фонарики. Старший детектив продолжает раскрывать секреты успешного расследования. Немаловажную роль в раскрытии преступления играет поиск и опрос свидетелей. Свидетели преступления или очевидцы (это люди, которые сами видели какое-либо событие, происшествие, присутствовали при нем) могут рассказать детективу очень важные детали, которые помогут в расследовании. Найти свидетелей порой бывает очень сложно, они могут бояться преступников и где-то прятаться. Старший детектив знакомит своих помощников с еще одним из важных детективных инструментов – фонариком. Детям предлагается рассмотреть картинки, с изображенными на них предметами: коробка, машина, телевизор, холодильник, шкаф, комод и т. д. Детектив спрашивает у детей, могут ли свидетели прятаться внутри этих предметов. Дети сомневаются, ведь видят перед собой только предметы мебели и бытовой техники. Детектив предлагает включить фонарик и подсветить картинку с обратной стороны. Картинка просвечивает и отчетливо видны сказочные персонажи, которые «спрятались» внутри. Дети называют свидетелей, которых обнаружили, это Мальвина, Пьеро, Артемон и т.д. 4. Игра-пазл «Составь фоторобот» Цель: Познакомить детей с основами опознавания лиц по особым приметам и умение составлять фоторобот подозреваемого. Тренировать навыки логического мышления, умение классифицировать информацию по ряду признаков. Материал: фетр, липучка; детали: овал лица, волосы, глаза, усы, брови, борода, предметы одежды и т.д.) «Свидетелей нашли и опросили. Используя, свидетельские показания – можно составить фоторобот», — продолжает свой рассказ старший детектив… Детектив знакомит детей с понятием «фоторобот». Фоторобот — это портрет подозреваемого или пропавшего человека. Свидетель описывает детективу подозреваемого: называет его рост, возраст, цвет волос, глаз, форму носа, губ; во что был одет человек. Могут быть и отличительные особенности: большая родинка, грубый голос, человек хромал и т.д. Детям предлагается, используя детали лица составить фоторобот, описание, которого зачитывает старший детектив (варианты описания прилагаются). В дальнейшем, условия игры усложняются. В ходе игры дети делятся на две команды. В задачу первой команды детей входит самостоятельное составление рассказа с описанием черт лица и отличительных особенностей подозреваемого, вторая команда должна составить фоторобот и распознать подозреваемого.
|