Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно-исследовательский проект «Пираты» или как следовать детским идеям
Познание
Автор: Кахадзе Екатерина Андреевна? Селезнева Светлана Леонидовна   
02.02.2023 05:02

Познавательно-исследовательский проект «Пираты» или как следовать детским идеямПознавательно-исследовательский проект «Пираты» или как следовать детским идеям

Ребенок – прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью, ему свойственно быть любопытными интересоваться всем, что происходит вокруг. Дети дошкольного возраста активно исследуют окружающий мир, интересы детей разнообразны. Современному педагогу крайне важно следовать за инициативой детей, поддерживать их познавательный интерес к окружающему миру, истории, культуре, формировать у детей способности действовать самостоятельно, делать выбор и выводы.

Одним из эффективных методов приобщения детей к историческим события, географическим открытиям, природным комплекса, традициям и обычаям других народов, погружения в историю той или иной нации, поддержание у детей познавательного интереса является метод проектов.

 

Детские познавательно-исследовательские проекты, реализованные с помощью взрослого, помогают ребенку проверить собственные гипотезы, осуществить задуманные идеи, реализовать мечты, создать что-то новое, существующее первоначально только как фантазия или план. Через это ребенок познает себя и мир, который его окружает, ставит эксперименты, проводит исследования, проявляет активность. Один проект, как правило, краткосрочен. Однако могут быть проекты, посвященные какой-то любимой теме, которой ребенок может заниматься долго, реализуя свои задумки. Нередко дети желают повторения проектов, чтобы еще раз пережить радость и удовлетворение от прожитого, сделанного или увиденного.

В работе с детьми подготовительного возраста нами, педагогами, не раз затрагивалась тема морей, океанов, материков, путешествия по карте, глобусу. Но данная тематика не всегда вызывала интерес у детей, не всегда соответствовала их потребностям. Недавно при реализации темы «Морские обитатели», мы заметили у детей зарождающийся интерес, появились детские вопросы: «Чем море отличается от океана? Что такое суша?». Мы поставили перед собой задачи расширения представлений детей о природных комплексах, географических представлений через интересную и знакомую детям тему. Для решения образовательных задач нами была выбрана максимально интересная тема для детей «Пираты». Так появился проект «Пираты».

Цель проекта: создание условий для активной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительного возраста в условиях проектной деятельности.

Детская цель: узнать побольше о пиратах, их жизни, о флаге, о морях, на которых они плавали.

Исходя из цели нашего проекта, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Расширять представления детей о природных комплексах, географических объектах через интересную для детей тему проекта.
  2. Создавать условия для реализации детских запросов, поддерживать детскую активность и самостоятельность в разнообразных видах детской деятельности;
  3. Способствовать формированию детских компетенций: деятельностной (умение планировать свои деятельность, составлять план действий, согласовывать свои действия с другими и т.д.); информационной (умение подбирать информацию); коммуникативной (умение общаться, презентовать свой материал, связно высказываться и др.) социальной (умение договариваться, согласовывать свои действия, принимать мнение других, уступать и т.д.);
  4. Вовлекать родителей в образовательное пространство группы, принимать участие в реализации проекта;
  5. Пополнять развивающую предметно-пространственную среду атрибутами, изготовленными детьми и родителями группы.
  6. Восполнить пробелы в профессиональных компетенциях, связанных с умением организовывать детские исследовательские проекты в соответствии с запросами детей.

Подвести детей к данной теме решили при помощи приёма педагогического продавливания. Придя утром в детский сад, дети на полу увидели чёрные стрелки, заинтересовались, что же это значит. Начали перемещаться по стрелкам, которые приводили их к обрывкам карты. Собрав все кусочки, дети решили, что перед ними карта и ее нужно склеить. На карте был нарисован сундук, стрелки как к нему добраться, дети нашли сундук, в котором были книжки про пиратов.

Книжки решили оставить почитать позже, так как приближалось время детского совета, и нам нужно было выбирать новую тему. Все дети назвали тему недели «Пираты». При составлении модели «Три вопроса» у детей возникли такие вопросы, как: «Откуда взялись пираты?», «В каком океане раньше были пираты?», «На каких материках они обитали?», «Кто придумал пиратам имена?», «Каким был пиратский корабль?».

В соответствии с запросами совместно с детьми составили образовательную «Паутинку», где запланировали разнообразные виды детской деятельности в соответствии с запросами детей.

На наш вопрос, как родители узнают о нашей теме недели, Настя сказала, что мы можем нарисовать объявление. Настя была ответственной в центре «Мастерская», когда дети рисовали объявление.

На объявление для родителей мы в течение времени реализации проекта, размещали стикеры, на которых писали наши предложения для родителей, помочь нам реализовать тему, например, принести энциклопедии, найти материал о пиратах, принести бросовый материал, подготовить презентацию с ребёнком и т.д.

На следующий детский совет, Дима приготовил презентацию «Пираты», в которой рассказал детям о рождении пиратства, его становлении, где действовали пираты (на каких морях и океанах), а также быте пиратов. Алиса дома с мамой сшили пиратский флаг, когда она рассказывала о нём на совете, Руслан предложил построить большой пиратский корабль и украсить его флагом. Дети стали думать, из чего же нам его построить, были предложения из конструктора Лего или кубиков, но сделали вывод, что никто в него не поместится. Витя предложил построить из мягких модулей пиратский корабль, которые он видел в физкультурном зале. Все дети решили спуститься в физкультурный зал и попросить у руководителя по физической культуре мягкие модули. Принесли в группу и стали строить корабль. Когда корабль был готов, мы спросили у детей, куда можно отправиться на пиратском корабле. Дети начали называть, что можно отправиться в Тихий океан, Карибское море или Индийский океан. Что нам пригодится в путешествии? Ответы детей (вода, еда, сундуки, верёвки). Таким образом, зародилась сюжетно-ролевая игра «Пиратский корабль».

Для продолжения сюжетно-ролевой игры дети в течение недели принесли из дома пиратские карнавальные костюмы, бинокли, пистолеты, компасы, сундуки с монетами, мягких игрушек попугаев, кинжалы пластмассовые, сабли и др.

На другом детском совете нами было предложено познавательное видео «Материки и океаны» для ознакомления с местами пребывания пиратов. Дети задали кучу вопросов про моря, океаны, острова. Пришли к заключению, что необходимо рассмотреть географическую карту и глобус, которые находились в группе. И с этого момента интерес детей стал расти, дети задали более конкретные вопросы. Дети читали названия океанов, морей. Затем названия материков, островов. Вспоминали, на каких морях, и возле каких материков, островов, разбойничали пираты. Отмечали их на карте, продумывали, каким маршрутом добраться до цели и т.д.

На одном из детских советов выясняли, каким должен быть настоящий пират? Ответы детей (ловким, сильным, смелым). А кто нам поможет стать сильными, ловкими и смелыми? Ответы детей (руководитель по физической культуре Елена Вячеславовна). А давайте пригласим Елену Вячеславовну на «Детский совет» и попросим её подготовить нас к дальнему плаванию.

На «Детский совет» пришла Елена Вячеславовна, но когда начали с детьми разбирать по «Образовательной паутинке», какие центры еще не были задействованы, то Илья выяснил, что центр «Спорта», дети предложили пойти в спортивный зал и там отправится в увлекательное спортивное путешествие, которому придумали сами название «Пиратские приключения». В спортивном зале воспитанники самостоятельно выбирали эстафеты, очерёдность их проведения, необходимые атрибуты.

Илья на «Детском совете» рассказал интересный факт о пиратах, что они прикрывали один глаз чёрной повязкой, для того чтобы лучше видеть в темноте, когда попадали в трюм после солнечного света. Дети начали бурно обсуждать, что такого быть не может, как можно прикрыв глаз чёрной повязкой лучше видеть в темноте, и мы решили поэкспериментировать. Для этого в наш «Пиратский корабль» из мягких модулей был добавлен трюм из перевернутой ширмы и накрыли его тёмной тканью. Дети в течение 5 минут ходили с повязкой на одном глазу при дневном свете, после залазили в трюм и снимали повязку. Дети были в восторге, так как глазом, который находился под повязкой, было видно, как днём, а глаз, который был неприкрыт, не видел в темноте. Решили найти ответ на этот вопрос в интернете, оказывается, что это называется «адаптацией зрения» к темноте, и опытные пираты «заглушали» один глаз повязкой и переносили её на другой глаз при переходе из света во тьму или обратно.

При дополнении «Образовательной паутинки» в разделе вопроса «Что хотим узнать?», у Савы возник вопрос, почему раньше корабли были деревянные, и они не тонули, а сейчас железные, тяжёлые и тоже не тонут. Для этого решили провести опыт «Почему не тонут корабли?». Дети дома с родителями изготовили корабли из подручных материалов. У Вовы корабль был сделан из пластиковой бутылки, внутри бутылка была залита монтажная пена, в середину воткнуты шпажки с бумажными парусами. И когда он опустил корабль в воду, тот сразу перевернулся на бок. Мы спросили у детей, почему корабль не держит равновесие? Витя ответил, потому что у него шпажки воткнуты не ровно, поэтому корабль перевешивает на один бок. Решили посмотреть информацию в интернете, и выяснили, что это называется «смещение центра тяжести». Если шпажку разместить правильно, то корабль поплывет. Сделать его устойчивым нам не удалось.

У Демьяна корабль был из картона, низ был залеплен скотчем, дети спорили, что он сразу потонет, так как бумага намокнет и корабль станет тяжелым и пойдет ко дну, но корабль оказался очень устойчивым и долгое время продержался на воде. На вопрос почему, Дёма сказал, что мама ему специально залепила дно скотчем, так как скотч не пропускает воду. Остальные корабли все поплыли.

Для закрепления знаний детей, полученных в течение тематической недели, была проведена викторина «Пираты», где дети разделились на две пиратские команды, и соревновались друг против друга. Победила команда «Черная борода».

В процессе реализации проживания детьми темы нам удалось реализовать такие центры как:

  • «Математический» (работа по карточкам (лабиринт, найди тень, посчитай, измерь, обвести по цифрам, решение логических задач и др.)
  • «Речевичок» (рассказать стихотворение, загадку по теме недели, написать слова и выложить из счётных палочек имена пиратов)
  • «Мастерская» (слепить, нарисовать, аппликация пираты, пиратский корабль)
  • «Конструирование» (из лего построить пиратский корабль, оригами пират и пиратский корабль, из мягких модулей построить пиратский корабль)
  • «Центр науки и экспериментирования» (посмотреть в энциклопедии строение пиратского корабля, посмотреть познавательное видео «Материки и океаны», «История возникновения пиратства», эксперимент «Почему не тонут корабли», «Зачем пираты закрывали один глаз»)
  • «Сюжетно-ролевые игры» ( «Сокровища пиратов», «Приключения пиратов»)
  • «Центр спорта и здоровья» ( «Пиратская зарядка», П/И «Убеги от пирата», П/И «Остров приключений»), «Центр книги» (В. Г. Губарев «Трое на острове», «Остров пиратов»).

Для подведения результатов был организован итоговый детский совет, на котором подвели результаты проекта. провели с детьми делились своими впечатлениями о проведённом проекте (кто, что нового узнал, что сделал для реализации проекта, какие эксперименты проводили и т.д.). Обсуждался вопрос: нужны ли вам знания, полученные в ходе проекта. Дети приводили примеры, делились опытом.

Узнали о впечатлениях родителей о проведенном проекте: родители благодарили нас за проект, написали свои отзывы в групповом мессенжере.

Информацию о проведённых мероприятиях проекта разместили на сайте ДОУ, а также совместно с детьми разместили фотографии мероприятий в холле дошкольного учреждения.

В результате реализации проекта значительно обогатились знания детей:

  • о жизнедеятельности пиратства, его роли в истории, культуре
  • о природных комплексах, географических представлений
  • получили новые знания: «адаптация», «адаптация к темноте», «центр тяжести», «смещение центра тяжести» и др.

Дети получили опыт:

  • взаимодействия и общения друг с другом, со взрослыми в процессе разнообразных видов детской деятельности
  • выдвижения гипотез, подтверждения (опровержения) их, проведения опытов, экспериментов
  • игровой опыт
  • организации спортивных соревнований
  • организации выставок, проведения конкурсов

Родители:

  • получили опыт взаимодействия в процессе проектной деятельности:
  • отмечается сплочение родительского коллектива, положительное отношение к работе педагогов дошкольного учреждения, рост родительских инициатив

Педагоги:

  • восполнили пробелы в профессиональных компетенциях, связанных с умением проводить детские познавательно-исследовательские проекты в соответствии с запросами воспитанников
  • получили опыт организации педагогического приёма «педагогическое продавливание» в соответствии с ООП ДО «Вдохновение»
  • опыт совместного планирования и взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (воспитанники, родители, узкие специалисты, администрация)
  • опыт организации игрового пространства (РППС) в соответствии с интересами, потребностями детей
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год