Познавательно-исследовательский проект «Пираты» или как следовать детским идеям |
Познание | |||
Автор: Кахадзе Екатерина Андреевна? Селезнева Светлана Леонидовна | |||
02.02.2023 05:02 | |||
Познавательно-исследовательский проект «Пираты» или как следовать детским идеям Ребенок – прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью, ему свойственно быть любопытными интересоваться всем, что происходит вокруг. Дети дошкольного возраста активно исследуют окружающий мир, интересы детей разнообразны. Современному педагогу крайне важно следовать за инициативой детей, поддерживать их познавательный интерес к окружающему миру, истории, культуре, формировать у детей способности действовать самостоятельно, делать выбор и выводы. Одним из эффективных методов приобщения детей к историческим события, географическим открытиям, природным комплекса, традициям и обычаям других народов, погружения в историю той или иной нации, поддержание у детей познавательного интереса является метод проектов.
Детские познавательно-исследовательские проекты, реализованные с помощью взрослого, помогают ребенку проверить собственные гипотезы, осуществить задуманные идеи, реализовать мечты, создать что-то новое, существующее первоначально только как фантазия или план. Через это ребенок познает себя и мир, который его окружает, ставит эксперименты, проводит исследования, проявляет активность. Один проект, как правило, краткосрочен. Однако могут быть проекты, посвященные какой-то любимой теме, которой ребенок может заниматься долго, реализуя свои задумки. Нередко дети желают повторения проектов, чтобы еще раз пережить радость и удовлетворение от прожитого, сделанного или увиденного. В работе с детьми подготовительного возраста нами, педагогами, не раз затрагивалась тема морей, океанов, материков, путешествия по карте, глобусу. Но данная тематика не всегда вызывала интерес у детей, не всегда соответствовала их потребностям. Недавно при реализации темы «Морские обитатели», мы заметили у детей зарождающийся интерес, появились детские вопросы: «Чем море отличается от океана? Что такое суша?». Мы поставили перед собой задачи расширения представлений детей о природных комплексах, географических представлений через интересную и знакомую детям тему. Для решения образовательных задач нами была выбрана максимально интересная тема для детей «Пираты». Так появился проект «Пираты». Цель проекта: создание условий для активной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительного возраста в условиях проектной деятельности. Детская цель: узнать побольше о пиратах, их жизни, о флаге, о морях, на которых они плавали. Исходя из цели нашего проекта, мы поставили перед собой следующие задачи:
Подвести детей к данной теме решили при помощи приёма педагогического продавливания. Придя утром в детский сад, дети на полу увидели чёрные стрелки, заинтересовались, что же это значит. Начали перемещаться по стрелкам, которые приводили их к обрывкам карты. Собрав все кусочки, дети решили, что перед ними карта и ее нужно склеить. На карте был нарисован сундук, стрелки как к нему добраться, дети нашли сундук, в котором были книжки про пиратов. Книжки решили оставить почитать позже, так как приближалось время детского совета, и нам нужно было выбирать новую тему. Все дети назвали тему недели «Пираты». При составлении модели «Три вопроса» у детей возникли такие вопросы, как: «Откуда взялись пираты?», «В каком океане раньше были пираты?», «На каких материках они обитали?», «Кто придумал пиратам имена?», «Каким был пиратский корабль?». В соответствии с запросами совместно с детьми составили образовательную «Паутинку», где запланировали разнообразные виды детской деятельности в соответствии с запросами детей. На наш вопрос, как родители узнают о нашей теме недели, Настя сказала, что мы можем нарисовать объявление. Настя была ответственной в центре «Мастерская», когда дети рисовали объявление. На объявление для родителей мы в течение времени реализации проекта, размещали стикеры, на которых писали наши предложения для родителей, помочь нам реализовать тему, например, принести энциклопедии, найти материал о пиратах, принести бросовый материал, подготовить презентацию с ребёнком и т.д. На следующий детский совет, Дима приготовил презентацию «Пираты», в которой рассказал детям о рождении пиратства, его становлении, где действовали пираты (на каких морях и океанах), а также быте пиратов. Алиса дома с мамой сшили пиратский флаг, когда она рассказывала о нём на совете, Руслан предложил построить большой пиратский корабль и украсить его флагом. Дети стали думать, из чего же нам его построить, были предложения из конструктора Лего или кубиков, но сделали вывод, что никто в него не поместится. Витя предложил построить из мягких модулей пиратский корабль, которые он видел в физкультурном зале. Все дети решили спуститься в физкультурный зал и попросить у руководителя по физической культуре мягкие модули. Принесли в группу и стали строить корабль. Когда корабль был готов, мы спросили у детей, куда можно отправиться на пиратском корабле. Дети начали называть, что можно отправиться в Тихий океан, Карибское море или Индийский океан. Что нам пригодится в путешествии? Ответы детей (вода, еда, сундуки, верёвки). Таким образом, зародилась сюжетно-ролевая игра «Пиратский корабль». Для продолжения сюжетно-ролевой игры дети в течение недели принесли из дома пиратские карнавальные костюмы, бинокли, пистолеты, компасы, сундуки с монетами, мягких игрушек попугаев, кинжалы пластмассовые, сабли и др. На другом детском совете нами было предложено познавательное видео «Материки и океаны» для ознакомления с местами пребывания пиратов. Дети задали кучу вопросов про моря, океаны, острова. Пришли к заключению, что необходимо рассмотреть географическую карту и глобус, которые находились в группе. И с этого момента интерес детей стал расти, дети задали более конкретные вопросы. Дети читали названия океанов, морей. Затем названия материков, островов. Вспоминали, на каких морях, и возле каких материков, островов, разбойничали пираты. Отмечали их на карте, продумывали, каким маршрутом добраться до цели и т.д. На одном из детских советов выясняли, каким должен быть настоящий пират? Ответы детей (ловким, сильным, смелым). А кто нам поможет стать сильными, ловкими и смелыми? Ответы детей (руководитель по физической культуре Елена Вячеславовна). А давайте пригласим Елену Вячеславовну на «Детский совет» и попросим её подготовить нас к дальнему плаванию. На «Детский совет» пришла Елена Вячеславовна, но когда начали с детьми разбирать по «Образовательной паутинке», какие центры еще не были задействованы, то Илья выяснил, что центр «Спорта», дети предложили пойти в спортивный зал и там отправится в увлекательное спортивное путешествие, которому придумали сами название «Пиратские приключения». В спортивном зале воспитанники самостоятельно выбирали эстафеты, очерёдность их проведения, необходимые атрибуты. Илья на «Детском совете» рассказал интересный факт о пиратах, что они прикрывали один глаз чёрной повязкой, для того чтобы лучше видеть в темноте, когда попадали в трюм после солнечного света. Дети начали бурно обсуждать, что такого быть не может, как можно прикрыв глаз чёрной повязкой лучше видеть в темноте, и мы решили поэкспериментировать. Для этого в наш «Пиратский корабль» из мягких модулей был добавлен трюм из перевернутой ширмы и накрыли его тёмной тканью. Дети в течение 5 минут ходили с повязкой на одном глазу при дневном свете, после залазили в трюм и снимали повязку. Дети были в восторге, так как глазом, который находился под повязкой, было видно, как днём, а глаз, который был неприкрыт, не видел в темноте. Решили найти ответ на этот вопрос в интернете, оказывается, что это называется «адаптацией зрения» к темноте, и опытные пираты «заглушали» один глаз повязкой и переносили её на другой глаз при переходе из света во тьму или обратно. При дополнении «Образовательной паутинки» в разделе вопроса «Что хотим узнать?», у Савы возник вопрос, почему раньше корабли были деревянные, и они не тонули, а сейчас железные, тяжёлые и тоже не тонут. Для этого решили провести опыт «Почему не тонут корабли?». Дети дома с родителями изготовили корабли из подручных материалов. У Вовы корабль был сделан из пластиковой бутылки, внутри бутылка была залита монтажная пена, в середину воткнуты шпажки с бумажными парусами. И когда он опустил корабль в воду, тот сразу перевернулся на бок. Мы спросили у детей, почему корабль не держит равновесие? Витя ответил, потому что у него шпажки воткнуты не ровно, поэтому корабль перевешивает на один бок. Решили посмотреть информацию в интернете, и выяснили, что это называется «смещение центра тяжести». Если шпажку разместить правильно, то корабль поплывет. Сделать его устойчивым нам не удалось. У Демьяна корабль был из картона, низ был залеплен скотчем, дети спорили, что он сразу потонет, так как бумага намокнет и корабль станет тяжелым и пойдет ко дну, но корабль оказался очень устойчивым и долгое время продержался на воде. На вопрос почему, Дёма сказал, что мама ему специально залепила дно скотчем, так как скотч не пропускает воду. Остальные корабли все поплыли. Для закрепления знаний детей, полученных в течение тематической недели, была проведена викторина «Пираты», где дети разделились на две пиратские команды, и соревновались друг против друга. Победила команда «Черная борода». В процессе реализации проживания детьми темы нам удалось реализовать такие центры как:
Для подведения результатов был организован итоговый детский совет, на котором подвели результаты проекта. провели с детьми делились своими впечатлениями о проведённом проекте (кто, что нового узнал, что сделал для реализации проекта, какие эксперименты проводили и т.д.). Обсуждался вопрос: нужны ли вам знания, полученные в ходе проекта. Дети приводили примеры, делились опытом. Узнали о впечатлениях родителей о проведенном проекте: родители благодарили нас за проект, написали свои отзывы в групповом мессенжере. Информацию о проведённых мероприятиях проекта разместили на сайте ДОУ, а также совместно с детьми разместили фотографии мероприятий в холле дошкольного учреждения. В результате реализации проекта значительно обогатились знания детей:
Дети получили опыт:
Родители:
Педагоги:
|