Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Этот увлекательный мир тканей» (старшая группа) |
Познание | |||
Автор: Бабичева Ольга Вячеславовна | |||
30.01.2023 14:17 | |||
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Этот увлекательный мир тканей» (старшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №79 «Чайка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Подготовила: Бабичева Ольга Вячеславовна, воспитатель Программное содержание: дать детям представления о ткани, как о материале, из которого человек делает одежду; расширить знания детей о некоторых видах ткани (ситец, болонья, кожа, драп, шелк, мешковина,). Расширять представления детей об окружающем мире. Познакомить со свойствами тканей (цвет, толщина, фактура, прозрачность, прочность, сминаемость, намокаемость и др). Развивать и обогащать словарь детей. Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми. Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их, развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; развивать интерес к экспериментальной и познавательной деятельности. Воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выполнять задание сообща. Оборудование и материалы: клубок ярких ниток, коллекции тканей, образцы тканей разной фактуры, цвета, однотонные и пестрые, картинки (или презентация) с изображением тканей под микроскопом, ткацкого станка, мерная ложка, емкость с водой, султанчики, бумажные салфетки, тряпочки для вытирания воды, лупа. Ход НОД 1. Организационный момент Воспитатель: Ребята, посмотрите какая необычная посылка сегодня пришла к нам в детский сад. На что она похожа? Ответы детей. Воспитатель: давайте откроем и посмотрим, что же внутри? Посмотрите, что это? Ответы детей: клубочек ниток! Воспитатель: Клубочек предлагает нам с вами отправиться в путешествие в волшебный мир тканей, в лабораторию, где мы сможем узнать много интересного о тканях. Воспитатель: Ребята, чтобы быстро оказаться в этой лаборатории я предлагаю вам передать друг другу этот клубочек из рук в руки подарить друг другу свое тепло и улыбку. (дети передают клубочек) Воспитатель: вот мы и оказались в лаборатории. Посмотрите, как здесь интересно. А сколько здесь клубочков. Как вы думаете из чего состоит клубок? Ответы детей. Воспитатель: клубок -это длинная-длинная нитка, которая уложена в шар. Наш клубочек, с которым мы попали в лабораторию, очень много знает о тканях знает много интересного о мире тканей. Как вы думаете, почему? Ответы детей. Воспитатель: потому что из нитей делают ткани. Если рассмотреть ткань через микроскоп или лупу мы увидим, что ткань состоит из ниток! (на экране фото ткани через микроскоп) Хотя и без них можно заметить, что ткань состоит из отдельных нитей, тесно переплетённых между собой. Особенно это заметно на краях ткани. Их переплетает ткацкий станок. (На экране изображение ткацкого станка) Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Таким образом человек научился прясть, то есть, скручивать тонкие и короткие волокна, чтобы получить длинные и прочные нити. Воспитатель: Ребята, а почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?» Ответы детей. Воспитатель: Правильно, потому что в разное время года бывает тепло и холодно, бывает снег и бывает дождь. Послушайте загадку: Раскрыла снежные объятья, Деревья все одела в платья. Стоит холодная погода. Какое это время года? (зима) Что это за время года, ребята? Ответы детей Воспитатель: Какая ткань подойдет для зимней одежды и почему? Ответы детей: теплая толстая ткань, меховая. Воспитатель: правильно, такая ткань лучше сохраняет тепло. Послушайте еще одну загадку: Листья с веток облетают Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень) Воспитатель: Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду и почему? Ведь осенью часто идут дожди, одежда должна не пропускать воду Ответы детей Воспитатель: Ребята, нам клубочек предлагает провести опыт и узнать какая же ткань не пропускает воду. Опыт 1. Воспитатель: возьмем вот эту ткань. Она называется ситец. Сейчас мы попробуем намочить ее. (Дети опускают ткань в емкость с водой) Воспитатель: что у нас получилось? Ответы детей. Воспитатель: как вы думаете, если мы протрем ситец салфеткой, он станет сухим? Ответы детей. Воспитатель: правильно, потому что вода сильно впиталась в ткань. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы ситец стал сухим? Ответы детей: нужно отжать воду. Воспитатель: отожмите. Какая стала ткань? Ответы детей: Воспитатель: и правда какая она мятая, некрасивая, и все равно влажная. А теперь намочите кусок болонья. Поднимите ткань, и посмотрите, что происходит с капельками воды. Ответы детей: они скатываются с ткани. Воспитатель: протрите салфеткой ткань, какой она стала? Ответы детей: почти сухой Воспитатель: Одежду из какой ткани лучше носить в дождливую погоду и почему? Вывод: из болоньевой, она не намокает и быстро высыхает. Воспитатель: послушайте еще одну загадку: Если солнышко смеётся, Тёплый дождик с неба льётся, Всё вокруг зелёным цветом, Значит наступило… (лето) Воспитатель: Ребята, смотрите сколько здесь красивых лоскутков в корзинке. Рассмотрите и потрогайте лоскутки тканей. Какие не подойдут для летней одежды? Почему. Ответы детей Воспитатель: Отложите их в сторону в пустую корзинку. Чтобы человеку летом не было жарко в одежде, она должна хорошо пропускать воздух и впитывать влагу. Но как же это узнать? Как проверить пропускает ткань воздух или нет? Воспитатель: Ребята, клубочек предлагает нам провести еще один опыт. Хотите? Ответы детей. Опыт 2. Воспитатель: Подуйте через каждый кусочек ткани на султанчик. Через какие ткани воздух проходит хорошо, а через какие плохо? Ответы детей. Воспитатель: Через ситец и лен воздух проходит хорошо, а через синтетику плохо. А как узнать впитывают ли влагу наши ткани? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы! Сразу догадались, что работать придется опять с водой. Тогда приступим к следующему опыту. Смотрите нам клубочек уже все приготовил. Опыт 3. Воспитатель: На каждый кусочек ткани налейте по одной ложке воды. Что происходит? Ответы детей. Воспитатель: Лен и ситец впитали в себя воду быстро, а синтетический шелк удерживает воду. Почему так происходит? Ответы детей: Воспитатель: правильно, натуральные ткани впитывают влагу хорошо, а синтетические хуже. Так что же мы узнали? Ответы детей: Натуральные ткани пропускают и воздух, и влагу, а синтетические хуже. Вывод: Летнюю одежду лучше шить из натуральных тканей. Пальчиковая гимнастика: «Катюшки» В деревушке три Катюшки — хлопки в ладоши, Взяли в руки три катушки, — удары кулачками (попеременно) Шуре сшили сарафан, — делаем «колечки» Сшили дедушке кафтан, на обеих руках одновременно Сшили бабушке жакет, Сшили дядюшке жилет. А девчонкам и мальчишкам — сжимаем и разжимаем пальцы Сшили яркие штанишки. Воспитатель: сегодня, ребята, вы многое узнали о мире тканей, поэтому мы с вами можем поиграть в новую игру. Ответьте: платье из шелка – шелковое, пальто из шерсти — … шуба из меха – … сарафан из ситца — … перчатки их кожи — … Воспитатель: над шитьём одежды трудятся много людей: на фабрике ткач или ткачиха ткут ткань, закройщик раскраивает, швея шьёт, продавец отмеряет сколько нужно и продает. Чтобы мы были с вами одеты, сколько труда нужно вложить! Ну, а вы, дети, что должны делать, чтобы одежда оставалась красивой? Ответы детей: быть опрятными, стараться её не пачкать, стирать, аккуратно складывать. Воспитатель: Ребята, мы многое сегодня узнали благодаря опытам, самое главное мы смогли ответить на вопрос: «Почему одежда, которую люди носят в разное время года, отличается друг от друга?» А теперь сядем в кружочек и передадим еще раз наш клубочек. Он поможет вспомнить все то, что мы узнали сегодня о тканях (Дети перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось). Воспитатель: Давайте поблагодарим наш клубочек и дружно отправимся в свой детский сад.
|