Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Опыт педагогической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию России
Познание
Автор: Парфенова Ирина Григорьевна   
30.01.2023 20:58

Опыт педагогической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию РоссииОпыт педагогической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию России

И.Г. Парфенова, воспитатель дошкольного отделения БМАОУ СОШ №29 «Школа на твоем берегу», п. Старопышминск, г. Березовский Свердловской области

Интерес к мировой и отечественной культуре, к созданным человечеством культурным ценностям, осознание значимости культурного наследия для духовного развития общества являются важной частью культуры личности, показателем широты кругозора и образованности. Приобщение к познанию культурных ценностей и любованию ими должно начинаться с детства, потому что процесс развития личности является сложным и постепенным.

В данной статье мы раскроем наш опыт приобщения дошкольников к культурному наследию России на примере реализованного в течение 2021-2022 учебного года проекта по изучению исторического центра Санкт-Петербурга как объекта культуры всемирного наследия ЮНЕСКО. Проект был реализован с детьми подготовительной группы.

 

Следует отметить, что реализация проекта способствовала решению задач художественно-эстетического, познавательного и социально-коммуникативного развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 3. Мы расширяли представления детей о достижениях культуры России, воспитывали эстетический вкус и тонкое восприятие прекрасного, воспитывали патриотизм и гордость за культуру нашей страны.

Почему в качестве изучения с детьми мы выбрали именно Санкт-Петербург? Этот город является одним из красивейших городов России, в нем множество музеев. Исторический центр города – первый российский объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Реализованный нами проект – долгосрочный: он был реализован в течение семи месяцев с ноября по май. Чтобы достичь поставленных в проекте целей и задач, мы подошли к его реализации системно: был составлен подробный план на каждую неделю, в котором обозначены мероприятия, формы и методы работы.

Проект состоял из трех этапов – предварительного, основного и заключительного. На предварительном этапе мы провели беседу с детьми и опрос родителей, чтобы выяснить, на каком уровне находятся знания детей о культурном наследии Санкт-Петербурга, присутствует ли у детей интерес к данной теме. Также на данном этапе была подготовлена подробная информация о культурных объектах города с фотографиями.

Отметим, что в ходе реализации проекта мы обращали внимание детей не только на культурные ценности Санкт-Петербурга, но и на общее, что связывает северную столицу России с нашим областным центром – городом Екатеринбургом. Кроме того, рассказывая и показывая объекты Санкт-Петербурга, вместе с детьми мы отвечали на вопрос «А как у нас, что похожее есть в нашем городе?», обращая внимание на объекты культурного наследия, которыми могут гордиться жители Свердловской области.

Задумывая проект, мы решили, что в нем будет реализовано как восприятие детьми готовой информации, так и активная деятельность детей. Приведем некоторые примеры реализованных в ходе проекта мероприятий.

  1. Знакомство с музеями Санкт-Петербурга. Прежде всего, познакомили детей с Эрмитажем: провели для детей виртуальную экскурсию и беседу. Дети узнали об истории и ключевых экспонатах музея. Проведена связь с Екатеринбургом: рассказали детям о том, что в годы Великой Отечественной войны в наш областной город Екатеринбург (ранее Свердловск) была эвакуирована значительная часть экспонатов Эрмитажа. После виртуальной экскурсии в Эрмитаж мы организовали для детей экскурсию в музей изобразительных искусств Екатеринбурга. Кроме того, дети нарисовали фрагменты здания Эрмитажа и соединили их, создав большую панорамную картину.
  2. Знакомство с архитектурой Санкт-Петербурга. Например, мы провели с детьми беседу об Александровской колонне, его элементах, истории создания и значении, показали детям фотографии крупным планом элементов колонны. Наша коллега в период реализации проекта находилась в Санкт-Петербурге, поэтому мы организовали для детей прямые трансляции из тех мест, где расположены знаменитые культурные объекты города, в том числе провели трансляцию с дворцовой площади от Александрийской колонны.

Деятельность детей состояла в том, что они подготовили короткий рассказ об архитекторе, создавшем данный памятник культуры, а также в ходе подгрупповой работы лепили из пластилина копии барельефов, создали макет Александрийской колонны в полутораметровую величину.

Рассказали детям о скульптурах трех ангелов Санкт-Петербурга – золотом, серебряном и бронзовом. Дети в ходе проекта создали фигурки серебряных ангелов из фольги.

3. Знакомство с городскими пейзажами Санкт-Петербурга. Дети познакомились с фотографиями города в каждое время года, а также с картинами художников, на которых изображен Санкт-Петербург. Мы провели для детей виртуальную экскурсию по каналам города. Частью городского пейзажа города являются знаменитые мосты и фонари, дети рассматривали фотографии, а затем из конструктора ТИКО самостоятельно создали макеты питерских мостов. Также дети выполнили творческие работы по изображению фонарей и чугунных ворот Санкт-Петербурга в технике монотипии.

4. Знакомство с культурными традициями Санкт-Петербурга. В преддверии Нового года мы познакомили детей с историей этого праздника в России, традицией украшения елки, старинными новогодними игрушками. Дети рисовали елку гуашью, создали своими руками новогодние игрушки из соленого теста, гуаши и фольги, а также подготовили и выступили с докладами о новогодних традициях своей семьи. Для детей был проведен кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских пряников.

Чтобы закрепить знания о Санкт-Петербурге, дети изготовили маленькие елочки и создали коллективную работу – прикрепили елочки к карте города, а также подготовили сообщения о тех местах, где они поставили свою елочку.

Культурные традиции города неразрывно связаны с его историей, поэтому мы познакомили детей с ключевыми событиями в истории Санкт-Петербурга.

В ходе реализации проекта дети также изготавливали открытки, лепили посуду из глины, создали коллективный макет Дороги жизни. Дети знакомились с трудными в жизни Санкт-Петербурга периодами, картинами и скульптурами русских художников, особенностями Васильевского острова, Пулковской астрономической обсерваторией, рассматривали настоящие старинные монеты и др.

В преддверии Всемирного дня культуры дети создали коллективную творческую работу – посвященный этому дню плакат.

На заключительном этапе проекта была организована выставка детских изобразительных работ, посвященных культурному наследию России, дети выступили со своими проектами. Кроме того, двое детей, которые посетили Санкт-Петербург летом, рассказали сверстникам о своих впечатлениях и показали фотографии города.

Необходимо отметить, что в ходе реализации проекта мы учитывали ценные достижения ученых в сфере знакомства детей с культурой нашей страны: в частности, это исследования Н.А. Андриановой 1, Н.А. Гурьевой 2 и др.

Таким образом, реализация проектной деятельности, которая включает в себя разнообразные, вызывающие интерес у дошкольников мероприятия, показала, что она способствует расширению представлений детей о культурном наследии России, патриотическому воспитанию, познавательному и художественно-эстетическому развитию.

Список литературы

  1. Андрианова Н.А. Россия для детей. – М.: Эксмо, 2021. – 192 с.
  2. Гурьева Н.А. Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство. – М.: Паритет, 2018 – 112 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год