Опыт педагогической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию России |
Познание | |||
Автор: Парфенова Ирина Григорьевна | |||
30.01.2023 20:58 | |||
Опыт педагогической работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию России И.Г. Парфенова, воспитатель дошкольного отделения БМАОУ СОШ №29 «Школа на твоем берегу», п. Старопышминск, г. Березовский Свердловской области Интерес к мировой и отечественной культуре, к созданным человечеством культурным ценностям, осознание значимости культурного наследия для духовного развития общества являются важной частью культуры личности, показателем широты кругозора и образованности. Приобщение к познанию культурных ценностей и любованию ими должно начинаться с детства, потому что процесс развития личности является сложным и постепенным. В данной статье мы раскроем наш опыт приобщения дошкольников к культурному наследию России на примере реализованного в течение 2021-2022 учебного года проекта по изучению исторического центра Санкт-Петербурга как объекта культуры всемирного наследия ЮНЕСКО. Проект был реализован с детьми подготовительной группы.
Следует отметить, что реализация проекта способствовала решению задач художественно-эстетического, познавательного и социально-коммуникативного развития в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 3. Мы расширяли представления детей о достижениях культуры России, воспитывали эстетический вкус и тонкое восприятие прекрасного, воспитывали патриотизм и гордость за культуру нашей страны. Почему в качестве изучения с детьми мы выбрали именно Санкт-Петербург? Этот город является одним из красивейших городов России, в нем множество музеев. Исторический центр города – первый российский объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Реализованный нами проект – долгосрочный: он был реализован в течение семи месяцев с ноября по май. Чтобы достичь поставленных в проекте целей и задач, мы подошли к его реализации системно: был составлен подробный план на каждую неделю, в котором обозначены мероприятия, формы и методы работы. Проект состоял из трех этапов – предварительного, основного и заключительного. На предварительном этапе мы провели беседу с детьми и опрос родителей, чтобы выяснить, на каком уровне находятся знания детей о культурном наследии Санкт-Петербурга, присутствует ли у детей интерес к данной теме. Также на данном этапе была подготовлена подробная информация о культурных объектах города с фотографиями. Отметим, что в ходе реализации проекта мы обращали внимание детей не только на культурные ценности Санкт-Петербурга, но и на общее, что связывает северную столицу России с нашим областным центром – городом Екатеринбургом. Кроме того, рассказывая и показывая объекты Санкт-Петербурга, вместе с детьми мы отвечали на вопрос «А как у нас, что похожее есть в нашем городе?», обращая внимание на объекты культурного наследия, которыми могут гордиться жители Свердловской области. Задумывая проект, мы решили, что в нем будет реализовано как восприятие детьми готовой информации, так и активная деятельность детей. Приведем некоторые примеры реализованных в ходе проекта мероприятий.
Деятельность детей состояла в том, что они подготовили короткий рассказ об архитекторе, создавшем данный памятник культуры, а также в ходе подгрупповой работы лепили из пластилина копии барельефов, создали макет Александрийской колонны в полутораметровую величину. Рассказали детям о скульптурах трех ангелов Санкт-Петербурга – золотом, серебряном и бронзовом. Дети в ходе проекта создали фигурки серебряных ангелов из фольги. 3. Знакомство с городскими пейзажами Санкт-Петербурга. Дети познакомились с фотографиями города в каждое время года, а также с картинами художников, на которых изображен Санкт-Петербург. Мы провели для детей виртуальную экскурсию по каналам города. Частью городского пейзажа города являются знаменитые мосты и фонари, дети рассматривали фотографии, а затем из конструктора ТИКО самостоятельно создали макеты питерских мостов. Также дети выполнили творческие работы по изображению фонарей и чугунных ворот Санкт-Петербурга в технике монотипии. 4. Знакомство с культурными традициями Санкт-Петербурга. В преддверии Нового года мы познакомили детей с историей этого праздника в России, традицией украшения елки, старинными новогодними игрушками. Дети рисовали елку гуашью, создали своими руками новогодние игрушки из соленого теста, гуаши и фольги, а также подготовили и выступили с докладами о новогодних традициях своей семьи. Для детей был проведен кулинарный мастер-класс по изготовлению рождественских пряников. Чтобы закрепить знания о Санкт-Петербурге, дети изготовили маленькие елочки и создали коллективную работу – прикрепили елочки к карте города, а также подготовили сообщения о тех местах, где они поставили свою елочку. Культурные традиции города неразрывно связаны с его историей, поэтому мы познакомили детей с ключевыми событиями в истории Санкт-Петербурга. В ходе реализации проекта дети также изготавливали открытки, лепили посуду из глины, создали коллективный макет Дороги жизни. Дети знакомились с трудными в жизни Санкт-Петербурга периодами, картинами и скульптурами русских художников, особенностями Васильевского острова, Пулковской астрономической обсерваторией, рассматривали настоящие старинные монеты и др. В преддверии Всемирного дня культуры дети создали коллективную творческую работу – посвященный этому дню плакат. На заключительном этапе проекта была организована выставка детских изобразительных работ, посвященных культурному наследию России, дети выступили со своими проектами. Кроме того, двое детей, которые посетили Санкт-Петербург летом, рассказали сверстникам о своих впечатлениях и показали фотографии города. Необходимо отметить, что в ходе реализации проекта мы учитывали ценные достижения ученых в сфере знакомства детей с культурой нашей страны: в частности, это исследования Н.А. Андриановой 1, Н.А. Гурьевой 2 и др. Таким образом, реализация проектной деятельности, которая включает в себя разнообразные, вызывающие интерес у дошкольников мероприятия, показала, что она способствует расширению представлений детей о культурном наследии России, патриотическому воспитанию, познавательному и художественно-эстетическому развитию. Список литературы
|