Статья «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» |
Познание | |||
Автор: Беляева Полина Романовна | |||
11.01.2023 10:27 | |||
Статья «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Воспитатель: Беляева Полина Романовна С самого рождения ребенок является исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал. Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира.
Чем активнее ребенок трогает, нюхает, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Но проблема заключается в том, что часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов или родителей готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте. Такое обучение можно назвать, пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует. Способом пассивного обучения у ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Неотъемлемая черта развивающей среды – эмоциональная насыщенность. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности. Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования. Значение и оборудование уголка экспериментирования имеет отличия в разных возрастных группах. В младшем дошкольном возрасте — это манипулятивный центр, в котором используются материалы: природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктированные (песок, вода, опилки), сенсорные игры и пособия, оборудование (савочки, сито, мельница и др.), ёмкости для игр с водой, песком, снегом. Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения о их свойствах, происходит становление отдельных фрагментов экспериментальной деятельности не связанных в систему. Это период любопытства детей. В старшем дошкольном возрасте — это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование — весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные ёмкости; материалы — природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература- энциклопедии, журналы, иллюстрации, игры. Старший дошкольный возраст — это период любознательности, дети приобретают способность осуществлять экспериментирование, получают умения видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблему, анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы. Развитие данных умений у детей требует систематичной, целенаправленной работы педагога. Так что же такое экспериментирование?! Какие принципы и методы используются в ходе познавательной деятельности. Какие существуют виды экспериментирования. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется различными методами: наглядными, практическими, словесными. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов:
Практический метод это игровой метод, который предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (например: игры «Ветер и зайка», «Искатели сокровищ» и т.д. Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даёт педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они сосредоточить своё внимание на ходе повествования (например «Пустыня», «Воздух вокруг нас» и др.). Широко применяются в данном опыте беседы: предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда педагог знакомит детей с новой для них информацией. Обобщающая беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания (например: беседа «Можно ли вырастить камень?», «Что такое солнце?» Что такое воздух?»). В ходе работы необходимо научить детей задавать вопросы. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, такое задание: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?», «Кто больше задаст вопросов?», «Вопросы по кругу», «Кто задаст самый интересный вопрос?». Педагогу необходимо развивать наблюдательность детей, в этом помогут игры задания: «Рассмотри предмет», «Найди больше отличий» и т.д. Эти упражнения необходимо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения. Работая с детьми по формированию познавательной активности дошкольников успешны такие приёмы как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, решение проблемных ситуаций с персонажами. Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей, творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В ходе экспериментальной деятельности используются следующие основные принципы: 1. Принцип научности:
2. Принцип целостности:
3. Принцип систематичности и последовательности:
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
5. Принцип доступности:
6. Принцип активного обучения:
7. Принцип креативности:
8. Принцип результативности:
Планирование детской экспериментальной деятельности включает в себя:
Существуют следующие виды экспериментов:
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:
По способу применения эксперименты делятся на: демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей. Экспериментальную деятельность можно организовать в трёх основных формах: фронтальной, групповой либо индивидуальной. Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды, наглядной агитации убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрять стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное. Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
|