Проект «Знатоки родного края» подготовительная группа детского сада
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ЧЕРЕПОВЕЦ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 30»
Воспитатели: Римшан Д.А. г.Череповец, 2020 — 2021 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта: «Знатоки родного края».
Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.
По продолжительности: долгосрочный (8 месяца).
По содержанию: исследовательско-творческий, информационный (практико-ориентированный).
Скачать проект
По характеру контактов: детско-родительский, в рамках ДОУ.
Участники: дети подготовительных групп, воспитатели, родители.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема: знакомя детей с истории праздника «День города», мы столкнулись с тем, что дети не знают о многообразии достопримечательностей, ремеслах, истории городов Вологодской области.
Актуальность:
Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Дети имеют искаженные представления о патриотизме. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру.
Необходимо сформировать у детей дошкольного возраста представление о разнообразии достопримечательностях, ремеслах, истории городов Вологодской области, и в то же время единстве области, тем самым развить чувство патриотизма у детей.
И мы решили организовать проект «Знатоки родного края». Мы считаем, что данная методическая разработка позволит сформировать у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за свой город, область, привить любовь к родному краю.
Цели проекта: создать условия для формирования детей представление о многообразии городов Вологодской области, их достопримечательностях, ремеслах, истории; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей совместно с родителями (законными представителями).
Задачи:
- Формировать и расширять представления о Вологодской области, городах, входящих в ее состав;
- Формировать и закреплять представления о городах Вологодской области, их символах (флаг, герб, гимн), достопримечательностях, ремеслах;
- Закреплять и расширять представления о истории праздника «День города»;
- Способствовать формирование у детей интереса к родному краю;
- Формировать знания детей о традициях, праздниках, достопримечательностях, ремеслах городов Вологодской области;
- Познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной Вологодской области;
- Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
- Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- Воспитывать уважение к истории и культуре Вологодской области;
- Воспитывать любовь, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за родной край.
Для родителей:
- Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
- Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребёнком, расширяя диапазон их невербального общения;
- Содействовать эмоциональному сближению родителя с ребёнком.
Гипотеза:
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с дошкольного возраста.
В ходе реализации проекта «Знатоки родного края» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представление о Вологодской области, достопримечательностях, традициях, культуре и обычаях. Дети начнут проявлять интерес к культуре, традициям Вологодской области и отражать свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызовет у них чувство гордости за родной край, его превознесение в глазах детей.
Практическая значимость: воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за свой родной курай, область, город.
Новизна проекта:
Новизна проекта «Знатоки родного края» заключается в том, что в работа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования.
Работа построена так, что формирование представление детей о родном крае происходило по одной структуре (схеме):
- Просмотр мультипликационного обучающего фильма для детей «Знатоки родного края. Города Вологодской области» (по каждому городу Вологодской области отдельно).
- После просмотра мультипликационного обучающего фильма с детьми проводилась беседа и выделялись особенности города:
- Географическое расположение, климат, природа, животный мир;
- История;
- Традиции;
- Достопримечательности;
- Ремесла;
- Известные люди.
3. Полученные знания о городах Вологодской области закреплялись в творческой деятельности в ООД (рисование, аппликация, лепка и т.д.).
4. Изученные города отмечались на карте наклейкой, отражающей одну из особенностей города (достопримечательность, ремесло) и обведением территории их расположения на карте Вологодской области.
Именно такая структура работы позволит выделить особенность того или иного города Вологодской области.
В результате реализации проекта дети старшего дошкольного возраста будут иметь представления о особенностях городов, входящих в состав Вологодской области.
Этапы и сроки реализации проекта:
Работа над проектом осуществлялась поэтапно:
1 этап — Информационно-накопительный этап
(2 недели — с 9 ноября по 23 ноября 2020 года):
- Провести опрос детей на тему «Знатоки родного края»;
- Убедить участников проекта (родителей, сотрудников ДОУ) в том, что с помощью проекта у детей воспитывается любовь к родному краю, чувство патриотизма и гордость за Вологодскую область;
- Оформить папки с иллюстрациями по теме проекта;
- Подобрать стихи, загадки, пословицы, подвижные и дидактические игры на тему проекта;
- Разработать конспекты ООД с детьми старшего возраста по теме проекта;
- Сбор и анализ методической, научно-популярной, детской и художественной литературы для взрослых и детей, иллюстрированный материал по тематике;
- Разработка плана работы по реализации проекта;
- Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
- Привлечь родителей к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.
2 этап — Организационно-практический этап
(3 недели – с 24 ноября по 21 декабря 2020 года):
- Чтение методической и художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- Проведение цикла тематических занятий;
- Просмотр мультипликационных фильмов для детей о городах Вологодской области;
- Разучивание песен, стихов о Вологодской области;
- Создание, посещение выставки в ДОУ «Я люблю Череповец»;
- Участие в городском конкурсе на тему «Творческий конкурс виртуального обзора коллективного рисунка по произведениям Василия Белова «О всякой живности»» (создание иллюстраций к рассказам вологодского писателя)
- Работа с родителями по созданию фотовыставки «Мой любимый город»;
- Выставка совместных творческих работ «Я люблю Череповец».
3 этап – Презентационно-завершающий этап
(2 неделя – 22 декабря 2020 года по 13 января 2021 года):
- Выставка продуктов детской деятельности;
- Получение результатов участия в городском конкурсе на тему «Творческий конкурс виртуального обзора коллективного рисунка по произведениям Василия Белова «О всякой живности»» (создание иллюстраций к рассказам вологодского писателя) – 1 место (диплом);
- Презентация электронных пособий на тему «Знатоки родного края» (презентации, обучающие мультфильмы);
- Выставка творческой деятельности детей и родителей «Я люблю Череповец», создание фотовыставки «Мой любимый город»;
- Создание в реализации проекта «Финансовая грамотность дошкольников» купюр с изображением достопримечательностей города Череповца.
Условия реализации проекта:
- Литература для детей «Вологодская область» о истории, традициях, ремеслах, праздниках, достопримечательностях;
- Иллюстрации на тему «Вологодская область»;
- Электронные пособий о родном крае (презентации, обучающие мультфильмы);
- Раскраски «Достопримечательности Вологодской области»;
- Конспекты ООД и совместной деятельности с детьми.
Продукт проектной деятельности:
Для педагогов:
- Оформление папки «Методическая разработка. Проект «Знатоки родного края»»;
- Создание картотек и электронного пособия о Вологодской области (презентации, подборка обучающих мультфильмов);
- Наглядные пособия «Города Вологодчины», «Достопримечательности Вологодской области», «Ремесла Вологодской области», «Известные люди Вологодской области» и т.д.;
- Оформление работы проектом «Знатоки родного края».
Для детей:
- Пополнение знаний о родном крае;
- Пополнение знаний о Вологодской области, истории, традициях, праздниках, достопримечательностях, ремеслах, климате, природе, животном мире;
- Овладение умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы;
- Приобретение навыков социального общения со взрослыми;
- Развитие чувства патриотизма, гордости и уважения за свой родной край, восприятие единства городов Вологодской области;
- Продуктивная деятельность: раскрашивание по контуру «Герб Вологодской области», лепка в технике пластелинографии «Вологодское кружево», лепка «Октябрьский мост», рисование «Природа Вологодчины», «Мое любимое место в городе», «Северная чернь», аппликация «Моя улица», «Береста» и т.д.
Для родителей:
- Пополнение РППС группы энциклопедиями, журналами на тему «Знатоки родного края»;
- Составление книжки-малышки в совместном творчестве с детьми на тему «Мой любимый край»;
- Создание творческой работы на тему «Я люблю Череповец», фотовыставки «Мой любимый город»;
- Установить более тесного эмоциональный контакт с ребёнком, расширение диапазон невербального общения;
- Эмоциональное сближение родителя с ребёнком, посредством ознакомления детей с историей Вологодской области.
Реализация проекта «Знатоки родного края» позволила сформировать и расширить представление детей старшего дошкольного возраста о Вологодской области, городах, входящих в ее состав, их истории, традициях, достопримечательностях, ремеслах, природе, животном мире, известных людях.
Дети и родители проявили интерес к истории Вологодской области и отразили свои впечатления в творческой деятельности, что, так или иначе, вызвало у них чувство гордости за свой родной край, тем самым объединив их самих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателей детского сада/ Под ред. А.М. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. — М.: Просвещение, 1980.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. / Под ред. Т.И. Оверчук. — М., 2004.
- Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. –2002. –№ 2. — С.5
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
- С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт. -сост. Е.Ю. Александрова и др. — Волгоград: Учитель, 2007.
- Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2006
|