Консультация для воспитателей на тему: «Работа музея с детьми дошкольного возраста» |
Познание | |||
Автор: Булякова Нурзиля Сальмановна | |||
08.01.2023 22:39 | |||
Консультация для воспитателей на тему: «Работа музея с детьми дошкольного возраста» Ознакомление с музеем и воспитание музейной культуры необходимо начинать с детьми 5-6 лет. В этом возрасте у них наиболее ярко выражена потребность в наглядности. Знакомство с миром, его познание осуществляется, главным образом, путем накопления чувственных впечатлений от окружающих предметов. У ребенка радость познания и удовольствие от рассматривания — явления сходные и одновременные. Эти психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста являются основой для воспитания устойчивого и постоянного интереса к экспонатам музея воспитанию музейной культуры в целом. Основой к руководству является программа воспитания и обучения в детском саду, утвержденная Министерством просвещения РФ. В ней предусматривается физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и физиологическими особенностями и подготовку их к обучению в школе. В программе большое внимание уделяется теме «Ознакомление детей с родным краем», которая состоит из разделов:
Музей может и должен оказать помощь детским учреждениям в осуществлении на практике этой программы дошкольного воспитания и обучения требует, чтобы первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, включили в себя сведения о природе той местности, где он живет, а также некоторые первоначальные сведения, по экономике, истории и культуре родного края. Например, раздел «Кто прославил наш край» предусматривает знакомство ребят с известными артистами, художниками, поэтами, писателями, композиторами, спортсменами. Дети должны знать своих земляков, прославивших родной край. Раздел «Родная природа» ставит перед педагогами следующие задачи:
Знакомя детей с природой, надо не только сообщать им конкретные задания, но и вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик. Каждый объект природы, яркий или скромный, по-своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе. У старших дошкольников возрастает интерес к разнообразию флоры и фауны всей страны. Надо демонстрировать детям экологические особенности природных зон, а также знакомить их с трудом человека в природе. В рамках этого же раздела необходимо разработать занятия по темам: «Охрана природы» «Заповедники» «Красная книга нашего края» «Как мы заботимся о животных» «Времена года» «Сезонные изменения в природе» «Дикие животные нашего края» «Домашние животные» «Пресмыкающиеся и земноводные» «Птицы» и т.д. Такие занятия у детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях живой и неживой природы. Дети узнают о причинно-следственных связях, смене и продолжительности дня и ночи, взаимосвязях в природе. Дети учатся различать и называть растения, усваивают правила ухода за ними, учатся улавливать основные изменения в состоянии растений по сезонам, знакомятся с животным миром родного края. Раздел «О труде взрослых» информирует детей об основных видах деятельности людей: промышленном и сельскохозяйственном труде. С этой целью силами сотрудников музея можно подготовить следующие занятия: «О труде хлеборобов» «О тех, кто делает машины» «О труде строителей» «О людях транспортных профессий» «О труде рабочих» «О библиотекарях и библиотеке» «О том, как труженики села, и рабочие города помогают друг другу» «Музей и работники музеев». В ходе этих занятий дошкольники узнают о тех видах промышленного и сельскохозяйственного труда, в которых заняты люди. В детском саду детей знакомят с предметами декоративно-прикладного искусства: резьбой по дереву, вышивкой, ткачеством, плетением кружев, а также фольклорным искусством. Старших дошкольников можно познакомить и с более серьезными и глубокими по содержанию произведениями национального эпоса, легендами, былинами, сказами. На занятиях по изобразительной деятельности детям демонстрируют произведения и предметы декоративно-прикладного искусства, а затем они должны воплотить свои впечатления в рисунках, лепке, аппликации. Музей может и должен оказать помощь в этой работе педагогическим коллективам дошкольных учреждений, организуя занятия, экскурсии и специальные выставки, рассчитанные только для детей дошкольного возраста. При этом подача материала детям дошкольного возраста требует знаний психологии ребенка и должна опираться на специальную методику. Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал посредством осязания. Осязание дополняет зрительную информацию, поэтому, по возможности, следует вводить в экспозицию экспонаты, которые дети могут взять в руки. Большое внимание в работе с детьми дошкольного возраста надо уделять игре. Игра – это ведущая познавательная деятельность дошкольников. Вариантов игры в музее очень много. Выбор их зависит от темы и содержания экскурсии: имитация жеста человека, повадок животных, можно также имитировать какие-либо виды деятельности человека: добывания огня первобытным способом, сеяние пшеницы, стрельба из лука и т.д. с помощью экспонатов, можно совершать увлекательные игры – «путешествия» в прошлое. Возможно и инсценирование башкирских сказок в залах музея. Из уст «сказителя» в национальном костюме дети узнают об истории народа, традициях в быте. В экскурсионной работе с дошкольниками эффективен вопросно-ответный метод, так как он весьма предрасполагает к общению. Этот метод также помогает экскурсоводу сосредоточить внимание детей на восприятии рассказа и поддержании интереса к нему. Усвоение обильной информации требует большой сосредоточенности, умственного и физического напряжения даже от взрослого посетителя, не говоря о детях. Следовательно, очень важно определить экспонаты, их количество и длительность экскурсии. С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с родным краем желательно выделить специальную комнату, в которой бы организовались небольшие тематические именно для детей дошкольного возраста. Организация таких тематических выставок была бы большой помощью в работе детских садов. Такие специализированные выставки и занятия привлекли бы большое внимание, способствуя повышению посещаемости музея. Для снятия напряжения, усталости у ребят можно вводить в экскурсию элементы двигательной активности, так называемые «физкультурные минутки», связав их непосредственно с осмотром экспонатов. Экскурсовод может предложить детям рассмотреть крупный экспонат: обойти его, наклониться, встать на цыпочки и прочее. Во время закрепления музейного материала необходимо практиковать возвращение к увиденному и услышанному. Особую трудность для дошкольников представляют названия экспонатов, поэтому желательно, чтобы дети услышали их по несколько раз в ходе экскурсии. С этой целью можно использовать башкирские сказки. Поскольку известно, что внимание детей легко удержать и сконцентрировать, если в рассказе и показе и показе применять художественное слово: стихи, легенды, пословицы и поговорки. Все вышеперечисленные виды работ с дошкольными учреждениями можно успешно проводить только при создании системы музея с детскими садами. Таким образом, работа с детьми дошкольного возраста обоюдовыгодная как для музея, так и для дошкольных учреждений.
|