Конспект интегрированного занятия по формированию азов финансовой грамотности в подготовительной группе «Как лиса Алиса хотела Буратино обмануть или лиса Алиса — мошенница» |
Познание | |||
Автор: Рябова Елена Николаевна Кондус Юлия Алексеевна Изотова Тамара Юрьевна | |||
06.01.2023 20:31 | |||
Конспект интегрированного занятия по формированию азов финансовой грамотности в подготовительной группе «Как лиса Алиса хотела Буратино обмануть или лиса Алиса — мошенница» Конспект «Дети и деньги. Формирование азов финансовой грамотности», формирование знаний дошкольников об окружающем мире в соответствии с требованиями ФГОС ДО» Подготовили:
Москва 2022 1. Актуальность разработки. Современное общество более требовательно и избирательно в игрушках для своих детей. Множественное разнообразие практически лишает детей воображения. Если 15-20 лет назад повсеместно использовались предметы – заместители, самодельные игрушки, то сейчас это в домашних условиях практических не используется. Магазины предлагают абсолютно любые игрушки. Дошкольное учреждение так же не стоит на месте, а развивается в соответствии с современными стандартами. Использование ИКТ уже не ультрасовременный метод игр с детьми. На передний план выходят квест-игры. Если в младшем дошкольном возрасте игры требуют руководителя – педагога, то в старшем дошкольном возрасте дети могут играть и достигать цели игры самостоятельно. Педагог выступает лишь организатором, несет информационную нагрузку, учит детей договариваться между собой и работать в команде. Помимо этого, ведущая деятельность детей, дошкольного возраста – игровая. Следовательно, дети, с удовольствуем, принимают участие в развлечениях и играх. Дети сталкиваются с понятиями финансы с самого раннего возраста. Уже во второй ранней группе дети знают, что такое магазин, что игрушки и сладости покупают им в магазине. С удовольствием рассказывают, что и когда им купила мама. Формирование финансовой грамотности происходит дома и в дошкольном учреждении. Наша разработка направлена на расширение представлений детей о рыночной экономике, а именно: знакомство детей с новыми для них понятиями семейный бюджет, доходы и расходы. Обмен, размен денег. Учить наглядному представлению из чего формируется семейный бюджет. Дать представление детям о том, куда тратятся деньги, какие бывают обязательные платежи, а какие платежи необязательны. Воспитывать у детей чувство нематериальной ценности, учить видеть то, что не все продается и покупается, бывают такие вещи, которые не купишь за деньги. Ну, и самое главное, игровые мероприятия, направленные на развитие логики, а также, для организации досуга детей. 2. Технологическая карта. Цель Дать детям представление об основных понятиях рыночной экономики современного общества с помощью игровой деятельности. Задачи 1. Воспитывать чувство сопереживания, учить заступаться за слабых, бороться с несправедливостью; 2. Познакомить детей с новыми понятиями, наглядно показать, как ими пользоваться на практике доход-расход, обмен-размен; 3. Познакомить детей с обязательными и необязательными семейными тратами; 4. Воспитывать у дошкольников чувство нематериальной ценности; 5. Сформировать навыки командной работы; Форма занятия Квест-игра Время занятия 25-30 минут Демонстрационный материал Презентация. Коробка с серебряными монетами. Таблицы «Что можно купить за деньги» и «Что нельзя купить за деньги». Задача разложить правильно карточки на таблицах. (проверка на экране презентации) Раздаточный материал Разрезные картинки по теме. Таблицы с задачами и простые карандаши. Предварительная работа Подготовка атрибутики, знакомство детей с понятиями зарплата, бюджет, доходы, расходы, банк, обменный пункт, деньги, мошенничество. Сюжетно – ролевая игра «Обменный пункт». Методы и методические рекомендации Наглядно-практические, игровые, словесные. Дети учатся работать в команде и индивидуально. Сопереживать, искать решение, думать. Для этого необходимо только направлять действия, а не диктовать рамки 3. Содержание игры. Игра состоит из двух основных этапов: театрализованного представления и заданий квеста. Две группы детей (отмечены значками «лиса Алиса» и «Буратино» представляет собой единую команду. По каждому заданию дети рассматривают вещи, помогают Буратино, воспитатель ведет аккуратную направляющую работу. «КАК ЛИСА АЛИСА ХОТЕЛА БУРАТИНО ОБМАНУТЬ» ИЛИ «ЛИСА АЛИСА – МОШЕННИЦА» Музыка из сказки «Приключения Буратино» Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что у нас происходит? Театрализованное представление. Сказка «Как Лиса Алиса Буратино обманула» По поляне идет радостный Буратино. На встречу ему выбегает Лиса. Буратино останавливается и совершенно бесстрашно заговаривает с незнакомкой. А Лисе только того и надо. Буратино: Здравствуйте. А вы кто? Как вас зовут? Лиса: Здравствуй, милый. Я самая красивая и самая добрая жительница этого города Лиса Алиса. Хожу, прогуливаюсь, смотрю, как жители поживают. А ты кто? Б: Я Буратино, бегу в обменный пункт, мне папа Карло дал 10 серебряных монет, чтобы я обменял их на 1золотую в обменном пункте. У Лисы загорелись глаза, она радуется. Л: Буратино, пошли, я тебя провожу. Ведь ты такой маленький, такой хорошенький, такой добренький. Давай я твои денежки понесу, они, наверное, такие тяжелые?? Буратино, не ожидая подвоха, отдает деньги Лисе. Лиса, обрадовавшись, прячет деньги, и говорит «волшебные» слова: Л: Крекс-пекс-фекс! Ой, а твои деньги куда-то исчезли!!!! Б: (начинает плакать) Лиса Алиса, отдайте мои денежки!! Л: У меня нет твоих денег, и вообще, кыш отсюда, пока я тебя не съела! (пугает его) Воспитатель обращается к Буратино. В: Буратино, как же так произошло? Как ты позволил себя обмануть? Алиса, отдай деньги Буратино! Л: Ой! А они исчезли. Я их заколдовала. И теперь они под замком в этом сундуке. Если вы и ваши детки пройдут все препятствия, решат все мои задания, то доберутся до обменного пункта, и тогда они не только помогут Буратино, но и заработают свои монеты! В: Ребята, мы поможем Буратино? (ответы детей) Тогда мы готовы! За каждое правильно выполненное задание, вы будете получать серебряные монеты из сундучка, а в конце мы с вами их обменяем на ЗОЛОТУЮ. Задания игры. (1 задание – 2 монеты) Л: Для того, чтобы получить первые серебряные монеты из сундучка, вам необходимо отгадать загадки. А загадки не простые, самые, что ни на есть, денежные!
Будут целыми, как в танке, Сбереженья ваши в... (банке)
Из какого аппарата Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
И врачу, и акробату Выдают за труд... (зарплату)
За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт... (кассир, продавец)
Чтоб хранить свои доходы На карманные расходы, Хрюшка требуется мне, Та, что с дыркой на спине. (копилка)
Эта резвая купчиха Поступает очень лихо! В телевизор залезает И товары предлагает: От компьютеров до хлама. Имя у нее... (реклама) Л: молодцы, вот вам по серебряным монеткам. Вот следующее задание, еще сложнее. Для этого отправимся в лес. (2 задание – 2 монеты) В: В Лесу живет семья Ёжиковых. Мама Ежиха, папа Ёж и сын Ежонок. Мама и папа получили зарплату. Сын ходит в лесной садик. Давайте поможем Ежонку разобраться: что можно купить за деньги? Чтобы получить еще серебряные монеты, ребята, надо найти все правильные ответы! Для этого надо разделиться на пары «лиса Алиса» и «Буратино». У вас на столе карточки. На одной карточке нужно выложить то, что можно купить за деньги, это сделают «лисички», на второй, что нельзя, это выполнят «Буратино». (Обсуждение правильных ответов, спросит несколько детей – сверит с экраном презентации) Л: Вы какие молодцы!!! За такое сложное задание вы получаете еще по две серебряные монеты! А сейчас мы проверим как много вы знаете о деньгах. Знаете ли вы такие понятия как: «Купюры», «монеты», «копилка»? (3 задание – 2 монеты) Б: Конечно, сейчас мы покажем тебе лиса Алиса, на что способны! Игра «Копилка» Знакомится с понятием «Купюры», «монеты», «копилка» играть в подвижную игру. Детям раздаются имитации денег – купюры, монеты, на пол кладется два больших обруча – копилки для купюр и для монет. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу, по окончанию музыки или по сигналу дети с купюрами и монетами должны занять соответствующий обруч. С помощью такой игры дети понимают, что деньги можно хранить в копилке. Л: Ох вы, какие нехорошие дети!!! Так мой сундучок совсем опустеет! (дает детям еще по серебряным монеткам). Вот вам следующее: самая настоящая задача! (4 задание – 2 монеты) В: Буратино и Лиса Алиса отправились в магазин, но не могут соотнести ценник на товаре и денежки в кошельке. Нужно помочь им решить эту очень сложную задачу и провести черту от кошелька к товару с соответствующей ценой. (Решение задач детьми, проверка с ответом на экране презентации) Л: Ох, ну все-то вы умеете! Разобрались с этим заданием! Получите ещё по две монеты! Буратино: Ребята сейчас мы должны преодолеть новую ловушку Лисы Алисы, но я уверен, что мы справимся!!! (5 задание -2 монты) Игра «Доход – расход» с мячом в кругу. - Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход) - А когда тратим? (расход) - Хотите поиграть с мячом в «Доходы и расходы»? Вставайте в круг. Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход. - Папа получил зарплату – доход - Заболела бабушка – расход - Мама выиграла приз – доход - Сестра потеряла кошелек – расход - Заплатили за квартиру – расход - Сын получил стипендию – доход - Купили телевизор – расход - Бабушка продала пирожки – доход - Брат порвал куртку – расход - Купили путевку на море – расход - Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? - - Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно) Л: Вы же почти проиграли!!! Я была уверена, что вы не справитесь! Но смотрите, с каждым разом задания все труднее и труднее! Вот вам опять по две монты!!! Мой сундучок опустел! Сейчас я вас всех поймаю в мой кошелек. Игра «Кошелёк и монетки». «Мы не детки, мы не детки, А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.) Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.) Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.) Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.) И обратно в кошелек. (Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.) Игра повторяется – дети меняются ролями. В: Молодцы! Замечательно поиграли! В: А вы знаете, почему Лисица так нас боится? Потому, что она самая настоящая мошенница! Финансовая мошенница, которая обманула бедного Буратино, отобрала его деньги не силой, а хитростью. Л: Простите меня ребятки, Буратно! Я больше так не буду!!! (Лиса отдает Буратино его монеты) Б: Я прощаю! В: Мы добрые и честные ребята, и заработали свои деньги честным трудом! Давайте вместе с Буратино, сосчитаем свои серебряные монеты, их должно быть ровно десять!!! Тогда теперь 10 серебряных монет, мы обменяем в нашем обменном пункте на одну золотую монету. Л: А за ваши старания я превращу Золотые монеты в съедобные! Крекс-пекс-фекс! Звучит музыка «Буратино», дети обменивают серебряные монеты на золотые Лиса и Буратино благодарят детей и прощаются. В: Дети, вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего? 4. Приложения. Примерные образцы материалов. Педагоги самостоятельно выбирают подходящие предметы. Костюмы Буратино и лисы Алисы Сундучок с серебряными монетами и Золотыми (шоколадными) для детей
|