Познавательно — игровой проект «В царстве снега и льда» для детей подготовительной группы |
Познание | |||
Автор: Жигналь Елена Николаевна | |||
16.12.2022 00:02 | |||
Познавательно — игровой проект «В царстве снега и льда» для детей подготовительной группы Воспитатель МБДОУ «ДС «Солнышко» Жигналь Елена Николаевна Мир, окружающий ребёнка — это прежде В.А. Сухомлинский Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с коррекцией развития, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования социальной действительности и для их полноценного развития. В игре дети отражают свои представления и знания об окружающем мире. Игра-путешествие как форма развития познавательной активности всегда привлекательна для детей. Она интересна, реализуется через различные виды деятельности, способствует комплексному изучению той или иной темы. Вид проекта: познавательно — игровой. Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители. Сроки реализации проекта: 2 недели. Проблема: недостаточное познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром. Актуальность: интерес детей к явлению природы «холод». Что это такое, как и кто может жить в условиях холода. Цель проекта: расширить представления дошкольников о жизни людей и животных на Севере, как климатической зоне, развить познавательный интерес к природе, животным и людям северного края. Формировать чувства удивления и восхищения миром льда и снега. Задачи:
Ожидаемые результаты Дети узнают:
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Решая различные познавательно — практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность удивляться, сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь педагогам, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате, работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее. Реализация проекта: 1 этап. Подготовительный
оформление папки-передвижки; изготовление буклета для совместной деятельности с детьми дома. 2 этап. Содержательный Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Педагог создаёт ситуацию, которая воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Встреча с добрым знакомым – сюрприз для детей, она всегда является радостной неожиданностью, вызывает удивление и желание что-то вспомнить и рассказать. Момент удивления стимулирует познавательную активность ребёнка. Первый шаг – это игровая мотивация и целеполагание: что удивительного есть в жизни животных, что хотелось бы узнать. У ребенка недостаточно информации: где можно найти информацию (взрослые, родители, воспитатель). В каких источниках можно найти информацию? В книге, на диске, в телевизионной передаче. Дошкольники собирают материал по теме вместе с родителями. Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. Формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы. Реализация проекта проходила по игровым станциям. Определение и выбор названия станций был результатом беседы детьми «Что мы знаем о Севере, как царстве холода», «Что мы хотим еще узнать», «Как это мы будем делать». Начинали работу по проекту с нескольких игровых станций. И действовали больше коллективно. Постепенно игровая деятельность изменялась — дети делились на подгруппы или действовали индивидуально по интересам. Круг проблем постепенно расширялся, решению их и способствовало появление новых станций. А результатом нового, интересного стали макеты, карты, игры, самодельные странички энциклопедии «Почемучки».
Цель: формировать представления о Севере; о приспособлении животных и людей к среде обитания; Развиваться умение понимать и познавать окружающий мир; Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; Побуждать ребёнка к активности в поиске связей в природе; - Беседа «Царство холода» - Викторина: «Бывает ли это на Севере» -Рассматривание альбома «Природа северного края» — Проблемная ситуация: «Встреча белого медведя с бурым мишкой» - Познавательная игра «Путешествие по Арктике»
Цель: познакомить детей с национальными подвижными играми народов Севера. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку в игре. - Эвенкская подвижная игра «Ловля оленей» - «Оленьи упряжки» - Борьба на палке (ненецкая игра) - «Гонки на нартах» - «Кто больше наловит рыбы» (моржи, белые медведи).
Цель: формировать у детей желание самостоятельно добывать знания, доносить полученные знания до своих товарищей. Развивать словарный запас, активизировать речь детей.
Цель: формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии природы и живых организмов.
- «Лёд и снег»; — «Ледяная вода нам не страшна»
Цель: упражнять детей различать и называть животных Севера, познакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками. Развивать речь детей, обогащать их словарь. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через дидактические игры. - Дидактические и настольные игры: «Один – много», «Назови детёныша», «Посчитай –ка», «Найди маму», «Накорми животных», «Сложи картинку», «Кто где спрятался», «Кто как двигается», «Я живу на Севере» - Игра-лабиринт «Кто где живёт» (совместное изготовление педагогов с детьми) - Сюжетно-ролевая игра «Едем на оленях» - Экологические игры: «Что перепутал художник», «Узнай животное по его части», «Собери животное», «Четвёртый лишний», «На что похоже?», «Большой, маленький», «Найди пару». - Игровые упражнения: «Каких животных севера вы знаете», «Кто больше назовёт животных»
Цель: формировать у детей умение создавать коллективные работы, используя разнообразные виды изобразительной деятельности; развивать творчество, мелкую моторику пальцев рук; учить видеть красоту природы Севера. - Рисование: «Северное сияние», «Льдины, айсберги, глыбы» - Аппликация: подборка иллюстраций животных для оформления рисунка «Льдины, айсберги, глыбы» - Лепка: «Животный мир Севера»
Цель: расширять кругозор и представления об окружающем мире через технические средства.
- мультфильмы: «Умка», «Сампо из Лапландии»
Цель: учить понимать образный смысл загадок, пословиц. Воспитывать любознательность, любовь к стихам и сказкам. - В.Степанов «Атлас животного мира» - И Манивиц Энциклопедия «Арктика и Антарктика» - «Почемучка» — Г.Меновщиков «Сказки Севера» - А.Тамбиев «Живые пути планеты»
|