Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Познавательно — игровой проект «В царстве снега и льда» для детей подготовительной группы
Познание
Автор: Жигналь Елена Николаевна   
16.12.2022 00:02

Познавательно — игровой проект «В царстве снега и льда» для детей подготовительной группыПознавательно — игровой проект «В царстве снега и льда» для детей подготовительной группы

Воспитатель МБДОУ «ДС «Солнышко» Жигналь Елена Николаевна

Мир, окружающий ребёнка — это прежде
всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В.А. Сухомлинский

Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

 Скачать конспект

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с коррекцией развития, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования социальной действительности и для их полноценного развития. В игре дети отражают свои представления и знания об окружающем мире.

Игра-путешествие как форма развития познавательной активности всегда привлекательна для детей. Она интересна, реализуется через различные виды деятельности, способствует комплексному изучению той или иной темы.

Вид проекта: познавательно — игровой.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта: 2 недели.

Проблема: недостаточное познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

Актуальность:

интерес детей к явлению природы «холод». Что это такое, как и кто может жить в условиях холода.

Цель проекта:

расширить представления дошкольников о жизни людей и животных на Севере, как климатической зоне, развить познавательный интерес к природе, животным и людям северного края. Формировать чувства удивления и восхищения миром льда и снега.

Задачи:

  1. формировать представления о Севере, как к климатической зоне; о приспособлении животных и людей к среде обитания;
  2. развиваться умение понимать и познавать окружающий мир;
  3. стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) получать знания из разных источников;
  4. активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать грамматически правильную, связную речь;
  5. побуждать ребёнка к активности в поиске связей в природе;
  6. учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение;
  7. прививать любовь к природе, бережное отношение к животным северного края.
  8. развивать зрительное восприятие, общую и мелкую моторику через разные игры.

Ожидаемые результаты

Дети узнают:

  • как можно группировать животных по месту обитания, внешним признакам, способам передвижения и защите от врагов, строению жилища, размеру;
  • как использовать в речи названия животных, частей их тела, мест обитания, характерных признаков, действий.
  • будут созданы: условия для ознакомления детей с таким явлением природы, как холод;
  • активизируется интерес детей к изучению проблемы через игру – путешествие;
  • возрастёт самостоятельность детей в решении познавательно-исследовательских задач;
  • возрастёт способность детей к творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни и впечатлений от прочитанных произведений;
  • повысится уровень экологических представлений, знаний, умений, навыков. будут разработаны конспекты игр-занятий, исследовательской деятельности, подобраны игры, наглядный и практический материал, мультимедиа-презентация;

К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Решая различные познавательно — практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность удивляться, сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

Опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь педагогам, и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате, работа проходит эффективнее, плодотворнее, качественнее.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный

  1. подготовка материала вместе с родителями и детьми для их самостоятельной деятельности (атлас, карта, иллюстрации, фотографии и т.д.)
  2. подборка детской литературы, дидактических и подвижных игр
  3. подготовить материал для изобразительной деятельности, ручного труда;
  4. изучение интернет – ресурсов;
  5. анализ предметной среды;
  6. стенд «Что я хотел бы узнать»
  7. анкетирование родителей по теме;

оформление папки-передвижки;

изготовление буклета для совместной деятельности с детьми дома.

2 этап. Содержательный

Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблемных ситуаций. Педагог создаёт ситуацию, которая воздействует на эмоциональную сферу ребёнка. Встреча с добрым знакомым – сюрприз для детей, она всегда является радостной неожиданностью, вызывает удивление и желание что-то вспомнить и рассказать.

Момент удивления стимулирует познавательную активность ребёнка. Первый шаг – это игровая мотивация и целеполагание: что удивительного есть в жизни животных, что хотелось бы узнать. У ребенка недостаточно информации: где можно найти информацию (взрослые, родители, воспитатель). В каких источниках можно найти информацию? В книге, на диске, в телевизионной передаче. Дошкольники собирают материал по теме вместе с родителями.

Постановка проблемной задачи направлена на стимулирование любознательности, познавательного интереса. Формируется и развивается способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.

Реализация проекта проходила по игровым станциям. Определение и выбор названия станций был результатом беседы детьми «Что мы знаем о Севере, как царстве холода», «Что мы хотим еще узнать», «Как это мы будем делать».

Начинали работу по проекту с нескольких игровых станций. И действовали больше коллективно. Постепенно игровая деятельность изменялась — дети делились на подгруппы или действовали индивидуально по интересам.

Круг проблем постепенно расширялся, решению их и способствовало появление новых станций. А результатом нового, интересного стали макеты, карты, игры, самодельные странички энциклопедии «Почемучки».

  • Станция «Познавай-ка»

Цель: формировать представления о Севере; о приспособлении животных и людей к среде обитания;

Развиваться умение понимать и познавать окружающий мир;

Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

Побуждать ребёнка к активности в поиске связей в природе;

- Беседа «Царство холода»

- Викторина: «Бывает ли это на Севере»

-Рассматривание альбома «Природа северного края» — Проблемная ситуация: «Встреча белого медведя с бурым мишкой»

- Познавательная игра «Путешествие по Арктике»

  • Станция «Игры народов Севера» (подвижные игры на прогулке)

Цель: познакомить детей с национальными подвижными играми народов Севера. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку в игре.

- Эвенкская подвижная игра «Ловля оленей»

- «Оленьи упряжки»

- Борьба на палке (ненецкая игра)

- «Гонки на нартах»

- «Кто больше наловит рыбы» (моржи, белые медведи).

  • Станция «Я сам хочу узнать» (из книг в мини библиотечке в группе, с родителями дома – изучение художественной и познавательной литературы, просмотр фильмов, мультфильмов…)

Цель: формировать у детей желание самостоятельно добывать знания, доносить полученные знания до своих товарищей. Развивать словарный запас, активизировать речь детей.

  • Станция «Научная лаборатория» (опыты)

Цель: формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии природы и живых организмов.

  • «Шубка, да шапка, но не мишутка»

- «Лёд и снег»; — «Ледяная вода нам не страшна»

  • Станция «Узнаем все подробности»

Цель: упражнять детей различать и называть животных Севера, познакомить их с внешним видом, характерными особенностями, повадками. Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику через дидактические игры.

- Дидактические и настольные игры: «Один – много», «Назови детёныша», «Посчитай –ка», «Найди маму», «Накорми животных», «Сложи картинку», «Кто где спрятался», «Кто как двигается», «Я живу на Севере»

- Игра-лабиринт «Кто где живёт» (совместное изготовление педагогов с детьми)

- Сюжетно-ролевая игра «Едем на оленях»

- Экологические игры: «Что перепутал художник», «Узнай животное по его части», «Собери животное», «Четвёртый лишний», «На что похоже?», «Большой, маленький», «Найди пару».

- Игровые упражнения: «Каких животных севера вы знаете», «Кто больше назовёт животных»

  • Станция (творческая) Изготовление макета «В царстве снега и льда»

Цель: формировать у детей умение создавать коллективные работы, используя разнообразные виды изобразительной деятельности; развивать творчество, мелкую моторику пальцев рук; учить видеть красоту природы Севера.

- Рисование: «Северное сияние», «Льдины, айсберги, глыбы»

- Аппликация: подборка иллюстраций животных для оформления рисунка «Льдины, айсберги, глыбы»

- Лепка: «Животный мир Севера»

  • Станция «Видео зал» (презентации, видеоролики, мультфильмы)

Цель: расширять кругозор и представления об окружающем мире через технические средства.

  • презентации: «Животные Севера», «Давайте познакомимся» (о жителях Севера)
  • видеоролики: «Северное сияние», «Где-то на белом свете» (о животных)

- мультфильмы: «Умка», «Сампо из Лапландии»

  • Станция «С книгой интересно» (подборка художественной и познавательной литературы совместно с родителями).

Цель: учить понимать образный смысл загадок, пословиц. Воспитывать любознательность, любовь к стихам и сказкам.

- В.Степанов «Атлас животного мира»

- И Манивиц Энциклопедия «Арктика и Антарктика»

- «Почемучка» — Г.Меновщиков «Сказки Севера»

- А.Тамбиев «Живые пути планеты»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год