«Использование игровых технологий в процессе детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста» |
Познание | |||
Автор: Ширкунова Татьяна Алексеевна | |||
11.11.2022 22:28 | |||
«Использование игровых технологий в процессе детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста» I. Актуальность опыта работы Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требуется не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить. Хочется, чтобы наши воспитанники выросли любознательными, самостоятельными, общительными, творческими личностями, которые сумеют разобраться в окружающей обстановке, решить разные проблемы, которые могут возникнуть у них на пути. В соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров стоит именно любознательность. Ребёнок — дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы и тем или иным поступкам людей, склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём. ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Зачастую ребёнок открывает окружающий мир через личные ощущения, действия, переживания. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Развивающемуся уму ребёнка необходимо постоянное взаимодействие с творческими познавательно-исследовательскими задачами. Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию. На практике взрослые больше всего используют в своей деятельности с дошкольниками форму прямого обучения, ведь гораздо проще самим рассказать детям определенные сведения по занятию, чем спроектировать и организовать процесс, направленный на самостоятельное обследование объекта и постепенное получение дошкольником положительного или отрицательного результата. Такое обучение можно назвать пассивным, во время которого ребенок просто слушает, запоминает, но сам в изучении и непосредственном обследовании объекта не участвует. Если использовать способ пассивного обучения, то у детей не имеется шансов повысить познавательную самостоятельность. Следовательно, в дальнейшем у них будет слабо развита познавательная активность. Наряду с этим, наблюдается противоречие между объективной потребностью в развитии познавательной активности дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной теоретической и практической разработанностью, доступной для применения в детском саду, экспериментальной деятельности. Содержание опыта работы по теме « «Использование игровых технологий в процессе детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста» поможет преодолеть вышеназванное противоречие. Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей развития познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством широкого внедрения в образовательный процесс детского сада экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Длительность работы над опытом Работа над опытом охватывает период с 2019-2021 года. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, формулировалась тема опыта работы, изучались и анализировались педагогические источники по выбранной проблеме. Осуществлялся подбор диагностического материала для выявления уровня сформированности познавательной активности детей. На формирующем этапе была проведена проверка эффективности использования метода экспериментирования в процессе развития познавательной активности дошкольников. На заключительном этапе проводился анализ и обработка полученных результатов работы. Диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы. Новизна опыта Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов экспериментальной деятельности, нацеленной на развитие познавательной активности дошкольников. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми старших групп, при организации образовательной, самостоятельной и совместной деятельности по познавательному развитию, независимо от определенного учебно — методического комплекта. II. Описание опыта В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский). Реализуя общеобразовательную программу «Детство» (авторский коллектив Т.. И. Бабаева; А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева), изучив новинки методической литературы, провела диагностику. Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики, или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д. После проведенной диагностики сделала вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. Составила дополнительную программу по естественнонаучной направленности «Почемучка» на основе программы «Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбиной, разработала перспективный план работы, конспекты ОД и развлечений, составила картотеку опытов и экспериментов, разработала план мероприятий по взаимодействию с родителями. Целью педагогической деятельности по реализации данного опыта является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
Свою работу строила на основе следующих принципов: Принцип научности:
Принцип целостности:
Принцип систематичности и последовательности:
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
Принцип доступности:
Принцип активного обучения:
Принцип креативности:
Принцип результативности:
|