Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование игровых технологий в процессе детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста»
Познание
Автор: Ширкунова Татьяна Алексеевна   
11.11.2022 22:28

«Использование игровых технологий в процессе детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста»«Использование игровых технологий в процессе детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста»

I. Актуальность опыта работы

Проблема развития познавательной активности детей в наше время особенно актуальна. Ведь наши дети живут и развиваются в эпоху, когда информация изменяется очень быстро, именно поэтому от детей требуется не только иметь и владеть знаниями, но и уметь быстро и правильно получать эти знания самостоятельно и использовать их в своей жизни, думать, логически и творчески мыслить. Хочется, чтобы наши воспитанники выросли любознательными, самостоятельными, общительными, творческими личностями, которые сумеют разобраться в окружающей обстановке, решить разные проблемы, которые могут возникнуть у них на пути.

В соответствии с реализацией ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров стоит именно любознательность. Ребёнок — дошкольник регулярно задаёт вопросы о предметах и явлениях, пытается выдвинуть догадки, свои объяснения явлениям природы и тем или иным поступкам людей, склонен замечать, наблюдать, экспериментировать и проверять опытным путём.

ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

 

Скачать конспект

Зачастую ребёнок открывает окружающий мир через личные ощущения, действия, переживания. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский. Развивающемуся уму ребёнка необходимо постоянное взаимодействие с творческими познавательно-исследовательскими задачами. Исходя из этого, развитие познавательной активности дошкольников является одной из актуальных проблем, направленной на всестороннее развитие личности ребёнка, которая способна получать полезную и важную информацию.

На практике взрослые больше всего используют в своей деятельности с дошкольниками форму прямого обучения, ведь гораздо проще самим рассказать детям определенные сведения по занятию, чем спроектировать и организовать процесс, направленный на самостоятельное обследование объекта и постепенное получение дошкольником положительного или отрицательного результата. Такое обучение можно назвать пассивным, во время которого ребенок просто слушает, запоминает, но сам в изучении и непосредственном обследовании объекта не участвует. Если использовать способ пассивного обучения, то у детей не имеется шансов повысить познавательную самостоятельность. Следовательно, в дальнейшем у них будет слабо развита познавательная активность.

Наряду с этим, наблюдается противоречие между объективной потребностью в развитии познавательной активности дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной теоретической и практической разработанностью, доступной для применения в детском саду, экспериментальной деятельности.

Содержание опыта работы по теме « «Использование игровых технологий в процессе детского экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста» поможет преодолеть вышеназванное противоречие.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей развития познавательной активности детей дошкольного возраста, посредством широкого внедрения в образовательный процесс детского сада экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2019-2021 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, формулировалась тема опыта работы, изучались и анализировались педагогические источники по выбранной проблеме. Осуществлялся подбор диагностического материала для выявления уровня сформированности познавательной активности детей.

На формирующем этапе была проведена проверка эффективности использования метода экспериментирования в процессе развития познавательной активности дошкольников.

На заключительном этапе проводился анализ и обработка полученных результатов работы. Диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения методов и приёмов экспериментальной деятельности, нацеленной на развитие познавательной активности дошкольников.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми старших групп, при организации образовательной, самостоятельной и совместной деятельности по познавательному развитию, независимо от определенного учебно — методического комплекта.

II. Описание опыта

В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал” (В. А. Сухомлинский).

Реализуя общеобразовательную программу «Детство» (авторский коллектив Т.. И. Бабаева; А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева), изучив новинки методической литературы, провела диагностику. Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, дети испытывали затруднения по многим параметрам диагностики, или не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

После проведенной диагностики сделала вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития. Составила дополнительную программу по естественнонаучной направленности «Почемучка» на основе программы «Ребёнок в мире поиска» О.В. Дыбиной, разработала перспективный план работы, конспекты ОД и развлечений, составила картотеку опытов и экспериментов, разработала план мероприятий по взаимодействию с родителями.

Целью педагогической деятельности по реализации данного опыта является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить теоретические аспекты развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования.
  2. Выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
  3. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации экспериментирования.
  4. Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, выдвигать гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
  5. Создание условий для проведения экспериментов, нацеленных на развитие познавательной активности дошкольников.

Свою работу строила на основе следующих принципов:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников

Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год