Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД «Свойства жидкостей (молоко, вода)»
Познание
Автор: Носкова Елена Вячеславовна   
07.11.2022 18:34

Конспект НОД «Свойства жидкостей (молоко, вода)»Конспект НОД «Свойства жидкостей (молоко, вода)»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Познакомить с новым свойством жидкости: плотность (жирность молока).
  • Учить работать с незнакомыми растворами.
  • Закреплять умения сравнивать свойства жидкости: форма, цвет, запах.
  • Обогащать речь детей словами: безвкусный, жидкость, молекула, раствор, эксперимент.
  • Развивать любознательность, умение соблюдать технику безопасности, умение строить понятные для партнера высказывания, анализировать и обобщать увиденное, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Воспитывать желание проводить опыты, умение работать в паре, договариваться и учитывать мнение партнера.

Пропедевтическая работа:

 

Наблюдение за свойствами воды (февраль); наблюдение за снегом, льдом, водой во время прогулок на участке; д/игры; беседы и рассматривание иллюстраций о разных материалах, веществах.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор.

Материал к занятию (каждой паре): прозрачные стаканы -по 3 шт., ёмкость с водой, емкость с молоком, ватные палочки, пищевой краситель (1пакетик на пару) емкость с моющим средством, тарелка глубокая (1 на пару), чайные ложки, салфетки.

Ход:

Дети становятся в круг.

Встанем вместе в один круг

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Ребята, вы любите познавать новое?

-Как вы думаете, где и как можно познать новое?

Сегодня я предлагаю вам отправиться в одно необычное место.

Там проводят эксперименты –Интересные моменты!

Всё, всё, всё можно узнать!

Можно даже записать! Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?

-Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (в лабораторию)

- Что такое лаборатория? (Дети рассуждают) СЛАЙД 2

- Верно, ребята. Да, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

-А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)

- Сегодня мы вместе с вами будет лаборантами, работать будем в лаборатории

Для начала вспомним правила поведения в лаборатории СЛАЙД 3

В лаборатории разрешается:

  • проводить опыты в парах
  • договариваться с партнером, рассуждать, делать выводы

-аккуратно работать с оборудованием, растворами и жидкостями…

Как нужно вести себя в лаборатории?

- не кричать

- не переходить с места на место

Ребята, как вы думаете, в чем работают лаборанты, что нужно для работы с разными растворами, веществами? (Дети: специальная одежда)

Воспитатель: — верно, ребята, надеваем фартуки мальчики синие, а девочки красные. Можно встать друг за другом и помочь завязать соседу фартук. На эмблемах есть цифры, внимательно рассмотрите их и найдите такую же, найдите свою пару. Работать в лаборатории будем парами, каждый на своем месте. Найдите номер стола. Он соответствует цифре на вашем фартуке.

- С какими веществами мы сегодня будем работать в нашей лаборатории, вам предстоит отгадать:

Загадывание загадки:

1. Белая водица,

Всем нам пригодится.

Из водицы белой,

все что хочешь делай:

сливки, простоквашу,

масло в кашу нашу.

Ешь, пей, гостям налей

и коту не пожалей. (молоко)

-Как вы догадались? (Давайте проверим) СЛАЙД 4

2. В морях и океанах обитает

Но часто по небу летает. (Вода)

- Как вы узнали, что это вода? (Проверяем) СЛАЙД4

-Кто догадался, что мы сегодня будем делать?

-Кто может назвать, что мы будем сравнивать в нашей лаборатории сегодня?

Сегодня мы будем проводить эксперимент с молоком и водой, сравнивать их свойства, делать выводы и выбирать подходящую схему свойств наших жидкостей

Итак, приступаем к нашим исследованиям.

Помним правила работы в паре и в лаборатории.

Выполняем задания по очереди, договариваемся друг с другом.

Опыт 1 (свойство-жидкость)

- Что такое вода? Что такое молоко? (ответы детей)

Если не ответили- Сейчас мы узнаем, что это?

Если ответили – Сейчас мы проверим, так ли это?

-Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что вы увидели? (она льется). Значит она какая? (жидкая)

-Возьмите стакан с молоком и перелейте в пустой стакан. Что вы заметили? (оно тоже льется). Значит оно какое?

-Какой можно сделать вывод, что и молоко, и вода какие...? (жидкие) (заполняем схему).

Поскольку вода и молоко жидкие, их называют жидкостью. (Повторим хором)

Опыт 2 (свойство – запах)

-Имеют ли вода и молоко запах?

-Мнения разделились, давайте проверим.

Сначала мы узнаем есть ли запах у воды (дети нюхают воду).

- Почему не почувствовали запаха воды? (рассуждения детей)

- Проверьте, есть ли запах у молока. Давайте понюхаем молоко?

- Что вы можете сказать? (У молока есть запах)

(заполняем схему).

Подводя итог нашего опыта, какой вы можете сделать вывод?

Дети: рассуждают.

Правильно, молоко имеет запах, вода – не имеет запаха.

Опыт 3 (свойство – прозрачность, цвет)

-Опустите ложку в стакан с водой. Почему мы видим ложку?

(потому что вода прозрачная).

-Какого она цвета? (обратить внимание, что чистая вода — бесцветная)

- Опустите ложку в стакан с молоком? Что заметили? Почему не видно ложки? Какого оно цвета?

Какой можно сделать вывод?

Верно, вода прозрачная и бесцветная, а молоко –белое, непрозрачное.

(заполняем схему)

Физ минутка «Молекулы»

- Ребята, вы знаете, что такое молекулы? (дети рассуждают)

Правильно, это маленькие невидимые частицы жидкости.

Вода и молоко состоят из маленьких частиц, которых видно только под микроскопом.

Посмотрите на экран СЛАЙД 5

Выходите на палас Вы сейчас будете этими молекулами. При нагревании (звонит колокольчик) молекулы начинают двигаться быстрее и быстрее. По сигналу – молекулы воды собираются в свой стакан, молекулы молока – в свой (2-3 раза)

Работа лаборатории требует много сил и напряжения. Давайте сделаем

Гимнастика для глаз

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

Опыт 4 (свойство «Плотность жидкости»)

-Налейте воды в тарелку (1, 3, 5 пары), и молоко- (2, 4, 6 пары). Возьмите пакетик с красителем и насыпьте его в тарелку.

- Что происходит? (В воде краситель растворяется быстро, а в молоке – медленно.) – Как вы думаете, почему? (дети рассуждают).

Верно, ребята, это происходит, потому что, в молоке есть молекулы жира, и оно гуще, чем вода. СЛАЙД 5

-Ватной палочкой набираем моющее средство и опускаем в воду.

- Что происходит? (практически ничего)

- Затем другой палочкой опять набираем моющее средство и опускаем в молоко в середину тарелки?

- Что происходит? (Молоко начинает двигаться)

- Как вы думаете, почему молоко так реагирует на моющее средство? (дети рассуждают).

Это происходит, потому что моющее средство влияет на молекулы жира в молоке. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению

-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

В молоке медленно растворяется краситель, потому что оно гуще из-за молекул жира. А в воде молекул жира нет, поэтому краситель в ней растворяется быстро.

(заполнили схему)

- Как вы думаете, ребята, почему мы не можем выпить это раствор?

Верно, нельзя выпивать незнакомую жидкость, это небезопасно, можно отравиться.

- Итак, ребята, вы провели несколько опытов, сделали выводы, составили схему и обозначили свойства воды и молока.

- Назовите свойства молока и воды, которые сегодня вы узнали? (смотрим на схему)

-А что мы сегодня делали?

Правильно, вы сравнили свойства воды и молока, в опытах научиться их различать.

- Посмотрите на схему и скажите, чем же отличается вода от молока?

- Чем они похожи?

Давайте проверим это СЛАЙД 6

Все верно, вода-это прозрачная бесцветная жидкость без запаха. Молоко – это белая жидкость с запахом, гуще чем вода из-за молекул жира.

Время работы в лаборатории наше подходит к концу.

Нам пора завершить работу и вернуться в группу.

- Подумайте и скажите, что нам нужно сделать после работы? (Дети отвечают: — Привести в порядок рабочее место, снять специальную одежду).

Рефлексия:

Вы сегодня были настоящими лаборантами

-Что было особенно интересным сегодня для вас?

-Что было сегодня для вас очень трудным?

Предлагаю вам оценить свою работу:

Если думаете, что всё делали правильно, соблюдали правила поведения в лаборатории, то возьмите голубую капельку, если нет, то белую.

Если все было легко и интересно, возьмите голубую веселую капельку, если возникли трудности и было неинтересно, то белую грустную капельку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год