Конспект НОД «Свойства жидкостей (молоко, вода)» |
Познание | |||
Автор: Носкова Елена Вячеславовна | |||
07.11.2022 18:34 | |||
Конспект НОД «Свойства жидкостей (молоко, вода)» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Задачи:
Пропедевтическая работа:
Наблюдение за свойствами воды (февраль); наблюдение за снегом, льдом, водой во время прогулок на участке; д/игры; беседы и рассматривание иллюстраций о разных материалах, веществах. Оборудование: ПК, мультимедиапроектор. Материал к занятию (каждой паре): прозрачные стаканы -по 3 шт., ёмкость с водой, емкость с молоком, ватные палочки, пищевой краситель (1пакетик на пару) емкость с моющим средством, тарелка глубокая (1 на пару), чайные ложки, салфетки. Ход: Дети становятся в круг. Встанем вместе в один круг Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. -Ребята, вы любите познавать новое? -Как вы думаете, где и как можно познать новое? Сегодня я предлагаю вам отправиться в одно необычное место. Там проводят эксперименты –Интересные моменты! Всё, всё, всё можно узнать! Можно даже записать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему? -Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (в лабораторию) - Что такое лаборатория? (Дети рассуждают) СЛАЙД 2 - Верно, ребята. Да, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. -А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) - Сегодня мы вместе с вами будет лаборантами, работать будем в лаборатории Для начала вспомним правила поведения в лаборатории СЛАЙД 3 В лаборатории разрешается:
-аккуратно работать с оборудованием, растворами и жидкостями… Как нужно вести себя в лаборатории? - не кричать - не переходить с места на место Ребята, как вы думаете, в чем работают лаборанты, что нужно для работы с разными растворами, веществами? (Дети: специальная одежда) Воспитатель: — верно, ребята, надеваем фартуки мальчики синие, а девочки красные. Можно встать друг за другом и помочь завязать соседу фартук. На эмблемах есть цифры, внимательно рассмотрите их и найдите такую же, найдите свою пару. Работать в лаборатории будем парами, каждый на своем месте. Найдите номер стола. Он соответствует цифре на вашем фартуке. - С какими веществами мы сегодня будем работать в нашей лаборатории, вам предстоит отгадать: Загадывание загадки: 1. Белая водица, Всем нам пригодится. Из водицы белой, все что хочешь делай: сливки, простоквашу, масло в кашу нашу. Ешь, пей, гостям налей и коту не пожалей. (молоко) -Как вы догадались? (Давайте проверим) СЛАЙД 4 2. В морях и океанах обитает Но часто по небу летает. (Вода) - Как вы узнали, что это вода? (Проверяем) СЛАЙД4 -Кто догадался, что мы сегодня будем делать? -Кто может назвать, что мы будем сравнивать в нашей лаборатории сегодня? Сегодня мы будем проводить эксперимент с молоком и водой, сравнивать их свойства, делать выводы и выбирать подходящую схему свойств наших жидкостей Итак, приступаем к нашим исследованиям. Помним правила работы в паре и в лаборатории. Выполняем задания по очереди, договариваемся друг с другом. Опыт 1 (свойство-жидкость) - Что такое вода? Что такое молоко? (ответы детей) Если не ответили- Сейчас мы узнаем, что это? Если ответили – Сейчас мы проверим, так ли это? -Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой стакан. Что вы увидели? (она льется). Значит она какая? (жидкая) -Возьмите стакан с молоком и перелейте в пустой стакан. Что вы заметили? (оно тоже льется). Значит оно какое? -Какой можно сделать вывод, что и молоко, и вода какие...? (жидкие) (заполняем схему). Поскольку вода и молоко жидкие, их называют жидкостью. (Повторим хором) Опыт 2 (свойство – запах) -Имеют ли вода и молоко запах? -Мнения разделились, давайте проверим. Сначала мы узнаем есть ли запах у воды (дети нюхают воду). - Почему не почувствовали запаха воды? (рассуждения детей) - Проверьте, есть ли запах у молока. Давайте понюхаем молоко? - Что вы можете сказать? (У молока есть запах) (заполняем схему). Подводя итог нашего опыта, какой вы можете сделать вывод? Дети: рассуждают. Правильно, молоко имеет запах, вода – не имеет запаха. Опыт 3 (свойство – прозрачность, цвет) -Опустите ложку в стакан с водой. Почему мы видим ложку? (потому что вода прозрачная). -Какого она цвета? (обратить внимание, что чистая вода — бесцветная) - Опустите ложку в стакан с молоком? Что заметили? Почему не видно ложки? Какого оно цвета? Какой можно сделать вывод? Верно, вода прозрачная и бесцветная, а молоко –белое, непрозрачное. (заполняем схему) Физ минутка «Молекулы» - Ребята, вы знаете, что такое молекулы? (дети рассуждают) Правильно, это маленькие невидимые частицы жидкости. Вода и молоко состоят из маленьких частиц, которых видно только под микроскопом. Посмотрите на экран СЛАЙД 5 Выходите на палас Вы сейчас будете этими молекулами. При нагревании (звонит колокольчик) молекулы начинают двигаться быстрее и быстрее. По сигналу – молекулы воды собираются в свой стакан, молекулы молока – в свой (2-3 раза) Работа лаборатории требует много сил и напряжения. Давайте сделаем Гимнастика для глаз А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо - Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись! Опыт 4 (свойство «Плотность жидкости») -Налейте воды в тарелку (1, 3, 5 пары), и молоко- (2, 4, 6 пары). Возьмите пакетик с красителем и насыпьте его в тарелку. - Что происходит? (В воде краситель растворяется быстро, а в молоке – медленно.) – Как вы думаете, почему? (дети рассуждают). Верно, ребята, это происходит, потому что, в молоке есть молекулы жира, и оно гуще, чем вода. СЛАЙД 5 -Ватной палочкой набираем моющее средство и опускаем в воду. - Что происходит? (практически ничего) - Затем другой палочкой опять набираем моющее средство и опускаем в молоко в середину тарелки? - Что происходит? (Молоко начинает двигаться) - Как вы думаете, почему молоко так реагирует на моющее средство? (дети рассуждают). Это происходит, потому что моющее средство влияет на молекулы жира в молоке. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению -Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? В молоке медленно растворяется краситель, потому что оно гуще из-за молекул жира. А в воде молекул жира нет, поэтому краситель в ней растворяется быстро. (заполнили схему) - Как вы думаете, ребята, почему мы не можем выпить это раствор? Верно, нельзя выпивать незнакомую жидкость, это небезопасно, можно отравиться. - Итак, ребята, вы провели несколько опытов, сделали выводы, составили схему и обозначили свойства воды и молока. - Назовите свойства молока и воды, которые сегодня вы узнали? (смотрим на схему) -А что мы сегодня делали? Правильно, вы сравнили свойства воды и молока, в опытах научиться их различать. - Посмотрите на схему и скажите, чем же отличается вода от молока? - Чем они похожи? Давайте проверим это СЛАЙД 6 Все верно, вода-это прозрачная бесцветная жидкость без запаха. Молоко – это белая жидкость с запахом, гуще чем вода из-за молекул жира. Время работы в лаборатории наше подходит к концу. Нам пора завершить работу и вернуться в группу. - Подумайте и скажите, что нам нужно сделать после работы? (Дети отвечают: — Привести в порядок рабочее место, снять специальную одежду). Рефлексия: Вы сегодня были настоящими лаборантами -Что было особенно интересным сегодня для вас? -Что было сегодня для вас очень трудным? Предлагаю вам оценить свою работу: Если думаете, что всё делали правильно, соблюдали правила поведения в лаборатории, то возьмите голубую капельку, если нет, то белую. Если все было легко и интересно, возьмите голубую веселую капельку, если возникли трудности и было неинтересно, то белую грустную капельку.
|