Наглядные пособия как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников |
Познание | |||
Автор: Митрофанова Оксана Николаевна Тужилкина Зинаида Анатольевна | |||
07.11.2022 14:36 | |||
Наглядные пособия как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развитию познавательной деятельности детей. В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование познавательных действий детей, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первоначальных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о ценностях народа, о нашей планете. Ребенок дошкольного возраста — неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира.
Помогает обогащать знания детей об окружающей действительности дидактический наглядный материал. Он помогает реализовать принцип наглядности, отвечает особенностям детского мышления, и является средством активизации познавательного интереса ребенка. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Наглядные пособия применятся в детских садах на различных этапах образовательного процесса: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении его с детьми, во время повторения изученного материала и при проверке воспитателем знаний детей, а также в игровой и самостоятельной деятельности детей. В ДОУ используются следующие виды наглядности.
Весь наглядный материал также условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный. В связи с этим для развития познавательной деятельности детей старшего возраста нами были изготовлены наглядные пособия по следующим направлениям образовательной области «Познавательное развитие»:
При создании наглядных пособий мы придерживались следующих требований. Наглядный материал:
Мы хотели бы поделиться некоторыми своими наработками. Пособия по развитию познавательно-исследовательской деятельности Лепбук «Юный исследователь». Цель: формирование любознательности детей, знакомство со свойствами предметов и веществ, способами их исследований. Наглядное пособие «Цветовые круги». Цель: расширение представлений детей о смешивании цветов для получения новых цветов и оттенков. Пособия по формированию элементарных математических представлений Наглядное дидактическое пособие «Учусь складывать». Цель: закрепление навыков счета в пределах 10, решение примеров на сложение. Интеллект-карта «Величина». Цель: закрепить у детей старшего дошкольного возраста представление о величинах и их измерении. Наглядное пособие «Радужная неделька». Цель: закреплять у детей последовательность дней недели с опорой на цвет. Наглядно-дидактическая игра «На что похоже?» Цель: развивать образное мышление детей, закреплять знания о геометрических фигурах. Пособия по ознакомлению с социальным миром Эти пособия находятся в Уголке патриотического воспитания нашей группы. Лэпбук «Россия и Пензенская область». Цель: формировать представление детей о Родине – России и малой родине – Пензенской области. Наглядно-дидактическое пособие «Кубики истории». Цель: расширять представления старших дошкольников о значимых событиях истории и памятных местах России. Лэпбук «Азбука безопасности». Цель: формирование у детей основ безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения в обществе. Макеты по пожарной безопасности: «Пожарный щит» и «Спички детям не игрушка». Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Плакат «Безопасность при пожаре». Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; предупредить баловство детей с огнём. Макет «Перекресток». Цель: изучение правил дорожного движения дошкольниками, знакомство с дорожными знаками, знакомство с дорожной разметкой для пешеходов "зеброй". Плакат «Сто советов для здоровья». Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Плакат «Азбука поведения на природе». Цель: формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения в природе. Наглядно-дидактическое пособие «Полезная и вредная еда для зубов». Цель: закрепление представлений детей о полезной и вредной пище для зубов. Наглядное пособие «Смайлики настроения». Цель: формировать умения распознавать эмоции по схематическому изображению, соотносить схематическое и реальное изображение эмоций. Пособия по ознакомлению с миром природы. В Уголке природы нашей группы находятся следующие наглядные пособия. Макет «Круговорот воды в природе». Цель: ознакомление детей с круговоротом воды в природе. Макеты «Зона смешанных лесов», «Африканская саванна», «Арктика». Цель: расширить и закрепить представления детей о природных зонах окружающего мира. Макет «Подводный мир». Цель: дать представление детям о морских жителях, об их образе жизни. Макет «Вулкан». Цель: познакомить дошкольников с природным явлением вулкан, сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений. Альбом «Крупы». Цель: расширение представлений детей о различных видах круп. Коллекция «Семена». Цель: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян. Наглядно-дидактическое пособие «По следам невиданных зверей». Цель: формировать у детей знания о диких животных, их особенностях. Наглядно-дидактические пособия для познавательного развития детей дошкольного возраста являются неотъемлемой частью предметно-пространственной среды группы ДОУ и создают условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становятся материальной основой мыслительной деятельности. Опыт нашей работы показал, что метод использования наглядных пособий очень эффективным средством в дошкольной педагогике. Данные пособия могут использоваться как воспитателями, так и специалистами по работе с лексическими темами. Они могут быть рекомендованы родителям как дополнительный материал для занятий с детьми дома.
|