Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наглядные пособия как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников
Познание
Автор: Митрофанова Оксана Николаевна Тужилкина Зинаида Анатольевна   
07.11.2022 14:36

Наглядные пособия как средство развития познавательной деятельности старших дошкольниковНаглядные пособия как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется развитию познавательной деятельности детей.

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование познавательных действий детей, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первоначальных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о ценностях народа, о нашей планете.

Ребенок дошкольного возраста — неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира.

 

Скачать конспект

Помогает обогащать знания детей об окружающей действительности дидактический наглядный материал. Он помогает реализовать принцип наглядности, отвечает особенностям детского мышления, и является средством активизации познавательного интереса ребенка. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Наглядные пособия применятся в детских садах на различных этапах образовательного процесса: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении его с детьми, во время повторения изученного материала и при проверке воспитателем знаний детей, а также в игровой и самостоятельной деятельности детей.

В ДОУ используются следующие виды наглядности.

  1. Естественная наглядность (гербарии, коллекции минералов, камней, насекомых); функция – знакомство детей с реальными объектами природы.
  2. Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция – знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений.
  3. Картинная и картинно-динамическая наглядность (предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы, стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.); функция — познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение).
  4. Объемная наглядность (модели, макеты, муляжи, лэпбуки); функция – знакомство с теми предметами, где объемное изображение играет роль в восприятии.
  5. Звуковая наглядность; функция – воспроизведение звуковых образов.
  6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления, знакомство с условно — обобщенным, символическим отображением реального мира.
  7. Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция – воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Весь наглядный материал также условно можно разделить на два вида: демонстрационный и раздаточный.

В связи с этим для развития познавательной деятельности детей старшего возраста нами были изготовлены наглядные пособия по следующим направлениям образовательной области «Познавательное развитие»:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
  • Формирование элементарных математических представлений.
  • Ознакомление с предметным окружением.
  • Ознакомление с социальным миром.
  • Ознакомление с миром природы.

При создании наглядных пособий мы придерживались следующих требований. Наглядный материал:

  • должен соответствовать возрасту и уровню развития детей
  • должен реально отражать окружающую действительность
  • должны быть хорошо выражены особенности предметов
  • должен быть высокохудожественным по содержание и оформлению
  • изображения не должны изобиловать деталями
  • должен быть привлекательным для детей, безопасным
  • хранить его необходимо отдельно от других предметов и игрушек
  • при демонстрации необходимо размещать на уровне глаз детей
  • оборудование для самостоятельных игр и занятий помещается в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности
  • должен периодически обновляться
  • к нему необходимо обеспечить свободный доступ детей.

Мы хотели бы поделиться некоторыми своими наработками.

Пособия по развитию познавательно-исследовательской деятельности

Лепбук «Юный исследователь». Цель: формирование любознательности детей, знакомство со свойствами предметов и веществ, способами их исследований.

Наглядное пособие «Цветовые круги». Цель: расширение представлений детей о смешивании цветов для получения новых цветов и оттенков.

Пособия по формированию элементарных математических представлений

Наглядное дидактическое пособие «Учусь складывать». Цель: закрепление навыков счета в пределах 10, решение примеров на сложение.

Интеллект-карта «Величина». Цель: закрепить у детей старшего дошкольного возраста представление о величинах и их измерении.

Наглядное пособие «Радужная неделька». Цель: закреплять у детей последовательность дней недели с опорой на цвет.

Наглядно-дидактическая игра «На что похоже?» Цель: развивать образное мышление детей, закреплять знания о геометрических фигурах.

Пособия по ознакомлению с социальным миром

Эти пособия находятся в Уголке патриотического воспитания нашей группы.

Лэпбук «Россия и Пензенская область». Цель: формировать представление детей о Родине – России и малой родине – Пензенской области.

Наглядно-дидактическое пособие «Кубики истории». Цель: расширять представления старших дошкольников о значимых событиях истории и памятных местах России.

Лэпбук «Азбука безопасности». Цель: формирование у детей основ безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения в обществе.

Макеты по пожарной безопасности: «Пожарный щит» и «Спички детям не игрушка». Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Плакат «Безопасность при пожаре». Цель: познакомить детей с правилами пожарной безопасности; предупредить баловство детей с огнём.

Макет «Перекресток». Цель: изучение правил дорожного движения дошкольниками, знакомство с дорожными знаками, знакомство с дорожной разметкой для пешеходов "зеброй".

Плакат «Сто советов для здоровья». Цель: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.

Плакат «Азбука поведения на природе». Цель: формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения в природе.

Наглядно-дидактическое пособие «Полезная и вредная еда для зубов». Цель: закрепление представлений детей о полезной и вредной пище для зубов.

Наглядное пособие «Смайлики настроения». Цель: формировать умения распознавать эмоции по схематическому изображению, соотносить схематическое и реальное изображение эмоций.

Пособия по ознакомлению с миром природы.

В Уголке природы нашей группы находятся следующие наглядные пособия.

Макет «Круговорот воды в природе». Цель: ознакомление детей с круговоротом воды в природе.

Макеты «Зона смешанных лесов», «Африканская саванна», «Арктика». Цель: расширить и закрепить представления детей о природных зонах окружающего мира.

Макет «Подводный мир». Цель: дать представление детям о морских жителях, об их образе жизни.

Макет «Вулкан». Цель: познакомить дошкольников с природным явлением вулкан, сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений.

Альбом «Крупы». Цель: расширение представлений детей о различных видах круп.

Коллекция «Семена». Цель: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Наглядно-дидактическое пособие «По следам невиданных зверей». Цель: формировать у детей знания о диких животных, их особенностях.

Наглядно-дидактические пособия для познавательного развития детей дошкольного возраста являются неотъемлемой частью предметно-пространственной среды группы ДОУ и создают условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становятся материальной основой мыслительной деятельности. Опыт нашей работы показал, что метод использования наглядных пособий очень эффективным средством в дошкольной педагогике.

Данные пособия могут использоваться как воспитателями, так и специалистами по работе с лексическими темами. Они могут быть рекомендованы родителям как дополнительный материал для занятий с детьми дома.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год