Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «О дружбе и о друзьях» в старшей группе |
Познание | |||
Автор: Михайлова Алиса Владимировна | |||
25.09.2022 19:21 | |||
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «О дружбе и о друзьях» в старшей группе Цель: закрепить у детей представление о дружбе и о друзьях. Программное содержание: Образовательные: формировать понятия «друг», «дружба». Учить понимать, оценивать чувства и поступки других; продолжать учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине, употребляя простые и сложные предложения; отвечать на вопросы полными предложениями. Развивающие: Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; знакомить детей с правилами дружеских отношений; закреплять знания пословиц и стихов о дружбе; умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения. Продолжить формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему; побуждать детей к добрым поступкам; желание поддерживать друзей; дать возможность проявить взаимопомощь.
Воспитательные: стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми. Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе; обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе; заучивание пословиц и стихов о дружбе; изготовление цветов для дерева дружбы. Материал и оборудование к занятию: «клубок дружбы», аудиозапись песен «Дружба начинается с улыбки», «Песня о дружбе»; маски зайца и ёжика, стул, мяч для каждого ребёнка, сюжетная картинка, дерево, цветы. Методы и приемы: наглядный (выставка, рассматривание объекта, практический (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, объяснение, поощрения, педагогическая оценка). Ход НОД: Собрались все дети в круг (дети берутся за руки и встают в круг) Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх) Лучики его возьмите, (сжимают, разжимают кисти рук) И к груди своей прижмите. (прижимают руки к груди) Друг другу подарите, (протягивают руки вперед) «Здравствуйте!» друг другу вы скажите. Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры «Клубок дружбы». Вы будете передавать друг другу клубок, при этом каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент. Ребята, посмотрите, этот клубочек накопил все хорошее, и дружба наша стала ещё крепче. Наша игра не просто так называлась «Клубок дружбы». Именно о дружбе и о друзьях мы поговорим с вами на сегодняшнем занятии. -Как вы думаете, кто такой друг? (ответы детей) - Да, дети вы правы, другом может называться тот, кто готов придти на помощь, а если понадобиться, то отдать и свою игрушку. - Можно ли прожить без друзей? - Ребята, кто из вас знает, что такое дружба? Дружба – это когда ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, чтобы он что–то дал. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. -Молодцы, мне понравились ваши ответы. А чтобы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет". Игра «Да-да-да, нет-нет-нет» Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет) Другу будем помогать? (Да-да-да) Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет) А улыбку подарить? (Да-да-да) Мы научимся играть? (Да-да-да) Ну а споры разрешать? (Да-да-да) Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да) Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да) Будем крепко мы дружить? (Да-да-да) - Посмотрите ребята, у нас в группе тоже появилось дерево и оно не цветет, потому что у него нет друзей. Я предлагаю стать друзьями для этого дерева. Вы согласны? Но для этого, вам предстоит разгадать секреты дружбы, и тогда вы увидите, что произойдет. Первый секрет дружбы. Первый секрет «спрятан» в песне. Давайте узнаем, с чего начинается дружба. Слушаем… Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки». -Ребята, вы поняли, с чего же начинается дружба? Очень легко мы разгадали с вами первый секрет дружбы. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка. «От улыбки станет всем теплей». -Смотрите ребята, расцвел первый цветок для нашего дерева. Он замечательный. Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево). Теперь надо найти второй секрет дружбы. Ребята, бывает ли такое, что вы иногда ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей). Самая частая причина ссор — когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Инсценировка стихотворений. «Заяц и Ёжик на качелях» 1. В тихом лесу средь кустов и дорожек Жили два друга Зайчик и Ёжик. Как-то они на прогулку пошли И на поляне качели нашли. Ёжик на встречу к качелям шагнул, Заяц качели к себе потянул. Заяц: «Я первый!» А Ёжик: «Нет. Я!» Не уступают друг другу друзья. Заяц обиделся: «Значит, ты, Ёж, Мне как товарищ совсем не хорош». - Дети, как вы думаете, почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? - Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться друзьям? - Как вы думаете как можно помирить друзей? - Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но уже с веселым концом. 2. В тихом лесу средь кустов и дорожек Жили два друга Зайчик и Ёжик. Как-то они на прогулку пошли И на поляне качели нашли. Ёжик на встречу к качелям шагнул, Заяц качели к себе потянул. Заяц сказал: «Покачаю тебя. Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!» - Ребята, что нужно делать, чтобы не ссориться? Действительно, друзья должны уметь договариваться, чтобы жить дружно, а по-другому можно сказать мирно! - А сейчас давайте сделаем большой круг и вспомним нашу игру «мирилка». Мы не будем больше злиться, Мы решили помириться, Злюка, уходи от нас. Мы опять друзья сейчас! (первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются). Мальчики и девочки, еще один секрет дружбы мы разгадали и назовем этот секрет — словом Мир! Ведь без мира не будет дружбы. И смотрите ещё один цветок появляется у нашего дерева. Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте пожалуйста. Можно много слов прекрасных О друзьях сказать! Никогда не стоит, дети, Друга обижать. Потому что без друзей Очень трудно жить. Скажем вместе: ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ! Сейчас я хочу проверить дружные ли вы ребята. Проверим? Игра «Гусеница» Возьмите мячи, постройтесь цепочкой. Мяч зажмите между своим животом и спиной впереди стоящего друга. Руки положите на плечи впереди стоящему ребёнку. Мы превратились в одну большую гусеницу, которая должна пройти по определенному маршруту. (Под песню «Песня о друзьях» «гусеница» продвигается по группе) -Отлично, у нас получилось! А теперь положите мячи на место и сделайте один большой круг. Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Игра «Я начинаю, а вы продолжайте» – Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется) – Я сержусь на друга, когда… (он дразнится) – Я радуюсь с другом, когда… (нам весело) – Я грущу, когда… (друг уезжает) – Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо) – Я помогаю другу, когда… (он не может одеться) – Я люблю друга за то, … (что он мой друг) – Я забочусь о друге, когда… (он болеет) - Ребята, вы порадовали меня своими хорошими ответами. Итак, нас ждет третий секрет дружбы. Следующий секрет «зашифрован» в картинке. (Выставляется сюжетная картинка). - Расскажите, что происходит на картинке. (Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации) - Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Ну вот, ребята мы и разгадали еще один секрет дружбы. И назовем его Помощь. Ещё один цветок расцвел для нашего дерева. - Дети, а сейчас мы послушаем стихотворение о помощи. «Если дело не идет И не спорится работа, Друг к тебе всегда придет, С другом справишься в два счета! Ну а если вдруг у друга Что-нибудь случится, Поспеши к нему на помощь- Может пригодиться! Ребята, нужно беречь своих друзей, и вам будет радостней жить на свете. - А теперь вспомним пословицы и поговорки о дружбе и о друзьях. Я начну, а вы заканчивайте- Хором, дружно отвечайте
Физкультурная минутка Дружно за руки беритесь, в круг скорее становитесь (встаем в круг) Вправо – влево повернитесь. (повороты вправо – влево) Будем веселиться, (хлопки) Прыгать (прыжки) И кружиться. (кружение) Много радостных людей (идём по кругу) Добрых верных нам друзей. Ссориться не будем (подходим к центру) Про печаль забудем. (отходим назад). Четвертый секрет дружбы Игра “Пирамида добра”. - Дети, я сейчас предлагаю построить пирамиду добра. Представьте, что наши ладошки – это хорошие пожелания, давайте построим пирамиду из наших пожеланий. Кто придумает — выйдет в круг произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или ладонь ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Воспитатель: Я желаю вам быть терпеливыми и послушными! Воспитатель после всех высказываний раскачивает пирамиду добра со словами: Пусть наши пожелания услышат все! И пусть они сбудутся! - Дети, мы разгадали ещё один секрет дружбы, называется он — доброта. И еще один цветок расцветет на нашем дереве. Пятый секрет дружбы Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет. –Сейчас наши ребята покажут вам сценку. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать! «В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Катя. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Катя нечаянно сломала Лизину куклу. – Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза. – Не знаю, – сказала Катя. – Наверное, это Максим. – Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима. – Я не ломал. Это сделала Катя, я видел. – Не может быть! – воскликнула Лиза – Катя моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга. Подошла Лиза к Кате и спросила – Зачем ты обманула меня Катя? – Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу. – Не делай так больше Катя! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!» - Вот такая история случилась с подругами. - Как вы думаете, Катя и Лиза останутся друзьями? - Конечно, Лиза простит Катю, потому что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для тебя твой друг. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий. … Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными. И ещё один секрет мы разгадали, назовем его помощь. Вот и пятый, последний цветок. Повесим его на дерево. Посмотрите, дети, на наше дерево. Смотрите, как расцвело оно, какое оно стало красивое. - Ребята сделайте круг и возьмитесь за руки. Вспомним все секреты дружбы: Улыбка, помощь, доброта, мир, честность. Вы разгадали все секреты дружбы, потому что вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Ребята, я желаю вам иметь в жизни много настоящих, верных друзей. Запомните дети – дружба дороже всего.
|