Экспериментально исследовательский проект «Я хочу всё знать» «Извержение вулкана» |
Познание | |||
Автор: Родионова Светлана Викторовна Павлова Татьяна Сергеевна | |||
26.09.2022 17:53 | |||
Экспериментально исследовательский проект «Я хочу всё знать» «Извержение вулкана» Актуальность: Окружающая нас природа, всегда была загадкой для человека. А для детей, которые только – только познают этот загадочный мир природы, каждое открытие – это чудо. Для современного этапа развития системы образования характерны поиск, и разработка новых технологий обучения и воспитания воспитанников. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития воспитанников, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно всё. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в её процессе воспитанники приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Цель: Познакомить воспитанников с таким природным явлением как извержение вулкана.
Задачи:
Оборудование: Поднос, муляж вулкана, уксус, сода, гуашь, одноразовые медицинские шапочки, моющее средство, иллюстрации с изображением вулкана, игрушка «Ёжик». Ожидаемый результат:
Подготовительный этап: В одной из бесед, мы с детьми говорили про горные местности, равнины, холмы. Выяснили, чем они отличаются друг от друга, что имеют общего. Вдруг один ребёнок задал вопрос: «А, Что такое вулкан?», а за ним последовал второй вопрос: «А, что такое извержение вулкана?» И сразу – же возникла проблема, которая заключалась в поиске эффективного способа демонстрации природного явления вулкан. Как ребёнку в доступной для него форме, учитывая его возраст, объяснить, рассказать и показать, что такое вулкан и как происходит извержение. Затем мы изучили интересные факты, о вулканах в игровой форме, разбирали строение и виды вулканов. Читали художественную литературу, просматривали видео фильм и проводили опыт (химическими реактивами соды и уксуса). Мы cделали макет вулкана с учётом особенностей строения форм, видов и внешних характеристик вулканов. Макет изготовили из солёного теста, затем окрасили гуашью. Собрали состав для создания «извержения вулкана», сода, уксус подкрашенный красной краской. Основной этап: Воспитанники заходят в группу. Воспитатель: Ребята, кто это там сидит, ребята подойдем поближе, посмотрим, что за гость пришел. Ответ воспитанников Воспитатель: Ёжик это ты. Ребята он что — то расстроен. Что случилось, давайте спросим (воспитатель прикладывает к уху игрушку). Ребята ёжик говорит, что дедушка загадал ему загадку, а он не знает ответа. Воспитатель: Ёжик передаёт нам записку с загадкой от дедушки. Посмотрим, что же это за загадка. Поможем Ёжику отгадать загадку? Воспитанники: Да (Читаем загадку): «Я плююсь огнем и лавой, Я опасный великан, Славен я не доброй славой, Как зовут меня?» Ответы воспитанников Ёжик: Ребята, какие вы молодцы! А что это такое – вулкан? Воспитатель: Сейчас я вам расскажу сказку о древнем боге Вулкана. Сказка: Жил на свете бог по имени Вулкан. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», — со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не сожгло огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан. Ответы воспитанников Воспитатель: Правильно! А что извергает вулкан? Ответы воспитанников Воспитатель: Ребята есть вулканы спящие и действующие. Вулкан считается спящим, пока лава живет в своем домике. А если вулкан извергает лаву, то – это действующий вулкан. Ребята, а сейчас давайте мы с вами расскажем и покажем Ёжику, как извергается вулкан. Физкультминутка (фото №1, 2) Воспитанники садятся на корточки руки вверх. 1. Вулканы начали играть Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз). 2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки, топаем ногами). 3. Но вот он начал уставать, Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом). 4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох). 5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан). Воспитатель: Ребята, а вы сами хотите разбудить вулкан? Ответы воспитанников Воспитатель: Ну, тогда проходим в нашу лабораторию. Воспитатель: В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан. Но сначала повторим для Ёжика правила поведения в нашей лаборатории. Повторение правил поведения при проведении опыта. - Внимательно слушать. - Ничего не трогать пока вас об этом не попросят. - Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование Проведение опыта (фото№3, 4) В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете; насыпаем 2 столовые ложки соды; добавляем 1 ложку красной краски (гуаши); затем — 1 ложку жидкого мыла. Смешиваем лимонную кислоту с водой Осторожно вливаем кислую воду в "кратер" Смотрите ребята, что происходит с нашим вулканом Это взаимодействуют вещества кислота — лимонная и сода-щелочь Воспитанники: Вулкан начал извергаться. Воспитатель: А чем он извергается? Ответы воспитанников Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Ёжик узнали, что такое вулкан и как он извергается! Ёжик: Спасибо вам большое! Вы помогли мне отгадать дедушкину загадку. Мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания! Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? (Ответы воспитанников). А что вас огорчило? Будем ещё проводить опыты? Воспитатель: Ребята, мы с вами хорошо позанимались, давайте теперь отдохнём и сделаем дыхательную гимнастику. Упражнение называется «ВЕТЕРОК» Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза. Заключение: В рамках данного проекта, воспитанники узнали, что существуют: действующие, спящие и потухшие вулканы. Рассмотрели строение вулкана, то есть из чего состоит вулкан: вулканический очаг, жерло, кратер. Также выяснили причины извержения вулкана. Воспитанники узнали, что вулканы приносят не только разрушения, угрозу жизни людей, наводнения, но и пользу. В результате извержения образуются драгоценные камни, удобрения, строительный материал. Таким образом, цель нашего проекта достигнута.
|