Статья «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» |
Познание | |||
Автор: Володина Кристина Александровна | |||
13.08.2022 15:21 | |||
Статья «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Аннотация: В статье раскрывается проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста. В качестве одного из эффективных способов ее решения автор рассматривает грамотную организацию детского экспериментирования, попутно приводя сведения из личного опыта. Ключевые слова: экспериментирование, познавательная активность. Современное общество предъявляет особые требования к личности своих граждан: они должны обладать умением самостоятельно разбираться в постоянно меняющихся ситуациях, быстро принимать решения, брать на себя ответственность, адаптироваться при смене рода деятельности. Востребованным на сегодняшний день является тот, кто способен осуществлять анализ, сравнивать, предвидеть нежелательные события и моделировать такой стиль поведения, который наиболее приемлем для той или иной ситуации. Это качества, которые формируются на протяжении всей жизни, но основу для них создать необходимо уже сейчас, в дошкольном возрасте. Большое внимание при этом стоит уделить активной поисковой деятельности.
Едва родившись, ребенок является полноценным исследователем нового для него мира. Знания становятся тем прочнее, чем больше у ребенка их добыть самостоятельно: послушать, увидеть, потрогать итд. Исследованиями ученых доказано, что участие большего количества органов чувств позволяет добиться максимального результата. Опираясь на этот факт, целесообразно уделять особое внимание технологии детского экспериментирования, которая выходит на первый план в планировании и организации воспитательно – образовательного процесса. Активность ребенка в процессе осуществления экспериментов, где он подключает максимум своих рецепторов, стимулирует развитие его познавательных способностей. Хотя в ребенке и заложено на физиологическом уровне стремление к постижению окружающего его мира, это стремление нужно всячески подкреплять и развивать. Но здесь важно не просто преподнести ребенку готовые знания и сформулировать за него выводы, а предоставить ему возможность самостоятельно совершить обследование тех или иных предметов, наблюдение за теми или иными объектами, насладиться получением результата, зафиксировать его в творческой деятельности. У такого поведения есть все шансы добиться повышения познавательной активности, что облегчит обучение в школе и позволит достигнуть успеха в освоении школьной программы. Компетентность современного педагога заключается в такой организации детской деятельности, в том числе самостоятельной, при которой воспитанник овладевает способностью к наблюдению, запоминанию, сравнению, постановке и достижению целей. Чтобы качественно провести эксперимент важно грамотно подобрать материалы и оборудование: оно должно быть эмоционально насыщенным, привлекательным, забавным, интересным, пробуждающим любопытство и легко запоминающимся. Стоит отметить, что с особой легкостью запоминается ребенком то, что он делает сам: ощупывает, вырезает, строит, составляет, изображает... Практиками педагогического образования доказано, что дети с радостью присоединяются к разнообразным исследованиям, если для этого создана подходящая среда. Речь идет о создании центра экспериментирования в группе. Содержание его различается в разных возрастных группах. Работая в группе старших дошкольников, мы стараемся учесть их природную любознательность и создать для этого благоприятные условия. В первую очередь, предоставляя доступ к материалам и оборудованию, позволяющим опытным путем познать тайны живых и неживых объектов природы:
Помимо этого, в нашем арсенале имеются и приборы — помощники (небольшие зеркала, лупы, песочные часы, весы, магниты, пипетки, ватные палочки, шприцы, и др). Планируя детское экспериментирование, мы включаем в эту деятельность:
Подводя итоги, отметим, что при всей актуальности представленной темы нет полноценного понимания о методике организации детского экспериментирования. Существует несколько причин, объясняющих этот феномен: недостаточное количество методической литературы, отсутствие желания у педагогов акцентировать свое внимание на данном виде деятельности и др. Но факт остается фактом – детское экспериментирование довольно медленно внедряется в практику дошкольного образования, и нам, педагогам, важно дать этому направлению необходимое развитие, чтобы обеспечить своим воспитанникам достойное существование в современном обществе. Список использованной литературы
|