РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТА «СНЕГИРЁК ТВ» |
Познание | |||
Автор: Приходько Гульнара Владимировна Горлевская Елена Леонидовна Круглова Наталья Борисовна | |||
24.07.2022 12:57 | |||
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТА «СНЕГИРЁК ТВ» Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким спектром профессий. Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования в рамках преемственности по профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации, новое, и еще мало изученное, направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средствами массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей, темперамента и характера, от воспитания и привития ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Решение данного вопроса обусловило поиск новых форм работы, которые были бы интересны как воспитанникам, так и их родителям, играющим важнейшую роль в целостном развитии личности ребенка-дошкольника. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Остановили свой выбор на эффективной технологии — детская журналистика. Данная технология развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Юный журналист – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, его изменения, красоту, его проблемы. Профессия корреспондента, как никакая другая, дает широкий образовательный спектр для развития познавательных и коммуникативных способностей и интересов ребенка. Формой совместной деятельности, стало создание детского телевидения «СНЕГИРЁК ТВ». Основная цель детского телевидения: формирование у воспитaнников первонaчaльных предстaвлений о мире профессий через «погружение» в реaльные прaктические ситуaции посредством использовaния детского телевидения. Цель достигается посредством решения следующих задач:
Создание и реализация детского телевидения отвечает основным требование ФГОС ДО:
Идею создания детского телевидения подали дети: в процессе образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в рамках темы «Профессии города» воспитанники проявили неподдельный интерес к профессии тележурналиста, тем самым дав возможность педагогам изучить тему «телевидение» более глубоко. Работа над вопросом обрела форму сюжетно – ролевой игры с необходимыми атрибутами – микрофон, экран с логотипом, и распределениями ролей: ведущие, журналисты, сценаристы. Когда основы тележурналистики были усвоены, решили выйти за пределы группы и необычно провести «Неделю детской книги», чтобы было интересно и воспитанникам, и родителям. Так родилась идея сделать несколько взаимосвязанных тематических видеосюжетов. Всероссийская неделя детской книги. 1 выпуск:
2 выпуск:
3 выпуск:
4 выпуск:
5 выпуск:
К реализации проекта подключились педагоги и специалисты детского сада, теперь новости выходят с периодичностью два раза в месяц. «СНЕГИРЁК ТВ» имеет мобильную структуру, поэтому его содержание может меняться в зависимости от проводимых в дошкольном учреждении и городе мероприятий и поставленных задач. Тематика выпусков разнообразна — выпускной вечер, городское культурное мероприятие «Квиз. Истории с экранов» в центральной библиотеке для команд педагогов детских садов и школ, Всероссийская акция «Безопасность детства — 2022». Также, в рамках детского телевидения проводятся различные акции. Например, #Репортаж_изчемодана (воспитанники в видеосюжетах ведут свой репортаж с места отдыха). Постоянно расширяя границы тем, ввели специальные рубрики. Специальная рубрика «Мой город» включает в себя ряд сюжетов о городе, его истории, жителях. В рубрике «Все профессии нужны» юные корреспонденты рассказывают об особенностях той или иной профессии, берут интервью у людей разных профессий. Тем самым, уже на начальном этапе, реализуя образовательную программу, воспитываем в детях уважительное отношение к миру профессий. Воспитанники взяли интервью и рассказали о профессии Главы города, пожарного, спасателя и многих других. Освещаются выпуски «СНЕГИРЁК ТВ» на официальном сайте дошкольного учреждения http: //dou56. webou. ru/, а также на официальной странице ВКонтакте. В процессе работы сформировалась творческая группа из воспитанников и педагогов, задача которых состоит в подборе тем для сюжетов новостей, выборе корреспондентов, налаживании общественных связей. Конечно, такой огромный пласт работы невозможно представить без поддержки. Первыми, кто пришел на помощь, стали родители воспитанников, которые не только активно включились в подготовку детей к выпускам новостей, но и стали предлагать свои идеи на будущее, помогали в организации сьемок, а также договаривались о возможности взять интервью и снять сюжет с их места работы. Научную и общественную поддержку оказывает детско-юношеская библиотека г. Апатиты, «Народное телевидение г. Апатит и Кировск», а также глава города Апатиты. Использование нетрадиционной формы работы позволило улучшить показатели речевого и социально – коммуникативного развития детей:
Такая форма работы демонстрирует всем заинтересованным лицам, в том числе и родителям, открытость и прозрачность работы детского сада. В этом году проект детского телевидения «СНЕГИРЁК ТВ» представлен на IX Федеральном научно – общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования — 2022». Обрaщение к детской журнaлистике наполняет новым содержанием привычную среду развития детей. Специальным образом оргaнизованная деятельность, стaлa эффективным фaктором развития речевой и познaвaтельной aктивности воспитанников. Также, посредством оргaнизации рaзнообрaзных индивидуaльных и совместных форм деятельности в журналистскую деятельность включены все участники обрaзовaтельной деятельности –дети, педaгоги, родители и социaльные партнеры.
|