Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Береги природу Крыма» |
Познание | |||
Автор: Любина Вита Петровна | |||
02.07.2022 20:35 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Береги природу Крыма» (с использованием метода моделирования, проектной деятельности, информационно-компьютерных технологий). Ход образовательной деятельности: (Дети заходят в зал, становятся в круг) В: Ребята, у нас сегодня будет очень интересное и увлекательное занятие. Вы готовы? Тогда давайте начинать. (В зал влетает воздушный шарик, на котором написано слово «Здравствуйте»). В: Ой, посмотрите, к нам прилетел гость. Давайте прочитаем, что на нём написано? Как вы думаете, зачем он прилетел? (Ответы детей). А мне кажется, что шарик прилетел напомнить нам, чтобы мы никогда не забывали здороваться. Ведь когда мы здороваемся, мы желаем здоровья, а значит делаем человеку приятно. Интересно, почему шарик прилетел именно к нам? (Ответы детей). Правильно, мы забыли поздороваться с нашими гостями. (Дети говорят «здравствуйте»). А как можно поздороваться без слов? (Дети предлагают свои варианты и демонстрируют их).
(Дети садятся на стульчики) В: Ребята, а вы любите путешествовать? Д: Да! В: Я тоже очень люблю путешествовать. И сегодня я хочу показать вам фотографии, которые я сделала путешествуя по нашему родному Крыму. Хотите посмотреть? Просмотр фотографий. (Слайды 1) (На слайдах изображена красивая природа Крыма, а также загрязнённая и испорченная человеком) В: -Ребята вам все фотографии понравились? -А какие не понравились? -Почему? (Рассуждения детей) В: К сожалению не все люди в наше время заботятся о природе, многие действия людей приводят к её уничтожению. Давайте поговорим об этом и выясним что же из действий человека вредит природе Крыма, а что делает её лучше, красивее. Д/и «Вредит- не вредит». (Дети работают с необычной картой Крыма- одна её половина яркая и красивая, а другая серая и невзрачная. Детям предлагается разместить модели различных видов транспорта, заводов, растений, животных, насекомых и т.д., на этой карте, но так, чтобы то что не вредит природе Крыма оказалось на его красивой половине, а то что приносит вред на другой, невзрачной половине. Таким образом дети наглядно могут увидеть, что будет с Крымом если не беречь его природу, ресурсы; загрязнять окружающую среду). В: А вы знаете что одной из достопримечательностей Крыма, которой уделяется недостаточное внимание, является самый длинный троллейбусный маршрут в мире. Протяженность маршрута от аэропорта Симферополя до Ялты — 96 километров. В: Молодцы ребята, с этим заданием вы справились. А вы знаете, что всё в природе тесно связано между собой, так же тесно, как ниточки в паутине. Порвешь одну, остальные ослабнут, и в конце концов паутина жизни исчезнет. Д/и «Паутина жизни». (Воспитатель предлагает детям создать сеть (паутину) жизни. Дети образуют круг. Ребёнок берёт в руки клубок верёвки и называет одно из деревьев, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок верёвки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец верёвки. Ведущий задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только пищевым, но и не пищевым связям между природными компонентами:
- «Кто ещё не может жить без воды?» (Лягушка).
- А вы знаете, что Крымский мёд очень полезен. ……… Символом какого города является пчела и почему? (У детей будут свои варианты деревьев, животных, птиц, насекомых, цветов). К концу игры в центре круга получается так называемая паутина, символизирующая многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами природы. После этого воспитатель рассказывает легенду о том как человек уничтожил деревья. «Деревья» отпускают верёвку. Кто почувствовал, что верёвка в его руках ослабла (например, игрок-гусеница), тоже отпускает веревку и т.д. В результате из-за исчезновения одного объекта распадается вся паутина жизни. В заключение воспитатель подчеркивает, насколько в природе все тесно связано между собой). В: Ребята, для следующей игры нам необходимо разделиться на две команды. (Детям предлагается подойти к сенсорно-дидактической подвеске, разработанной по методике Базарного, взять карточку и сесть на своё место. По цветам изображённым на карточках дети делятся на команды). В: Теперь, я предлагаю вам стать артистами и разыграть небольшие сценки в составе своих команд. (Команды по очереди разыгрывают сценки: воспитатель распределяет роли, подаёт необходимые атрибуты, после читает текст, а дети в соответствии с ролями выполняют действия). Сценка 1 (Звучит музыка природы, Аудио 1): В: Весной на лесной поляне, после дождика, ярко светит солнышко. Все жители леса занимаются своими делами: пчёлка (ребёнок 1) летает вокруг цветов и собирает нектар; муравьи (ребёнок 2,3) строят муравейник; ёжик (ребёнок 4) собирает грибочки; сойка (ребёнок 5) летает вокруг деревьев. Вдруг на поляне появляется мальчик (ребёнок 6), в руках он держит магнитофон. Мальчик проходит в центр полянки, ставит магнитофон на траву, громко включает музыку и начинает танцевать. - Как поступил мальчик? - Почему нельзя слушать громко музыку в лесу? Сценка 2 (Ароматерапия «Хвойный лес»): В: Дружная компания ребят отправилась в поход, в лес. Они долго шли: переступали через ямы, перепрыгивали через камни, пролезали под ветками деревьев. Вдруг они вышли на лесную поляну и решили на ней отдохнуть. Витя и Вера расстелили покрывало, Даня и Ростик разожгли костёр, Вика и Ление разложили продукты и ребята сели обедать. После того как ребята поели и отдохнули- они встали, взяли свои вещи и пошли дальше. Только одна девочка, Ление, осталась: она собрала весь мусор в пакет, потушила костёр, и только потом ушла. (Имена детей примерные). - Правильно поступили ребята? - А что могло бы случиться если бы девочка не собрала мусор и не потушила костёр? (После каждой сценки дети обсуждают поступки её героев, делают выводы, дают советы). (Дети сидят на стульчиках). В: Ребята, людей уже давно интересуют проблемы, которые мы с вами сегодня обсуждаем. Поэтому 22 апреля во всем мире отмечается очень важный праздник — Международный день Земли Матери – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Существует прекрасная традиция в этот день бить в Колокол Мира, чтобы объединить людей всей планеты для защиты природы. Звучит Колокол Мира. (Аудио 2). Показ фотографий Колокола Мира в Новосибирске. (Слайды 2). В: В этот день по всей планете проводят акции призывающие людей беречь природу. И у нас в Крыму тоже проводят такие акции. Фото презентация «Экологические акции в Крыму». (Слайды 3). ( «Чистый берег», «Зелёный марш», «Нашим рекам и озёрам – чистые берега», «Сохраним Можжевельник», «Акция по сбору опасных отходов»). В: Как вы думаете нужны Крыму такие акции? Зачем? (Рассуждения детей). В: В Республике Крым провели ещё одну интересную экологическую акцию «Крым – регион экологической безопасности и чистоты». В ходе, которой выявили наиболее чистые города Крыма. Так, первое место заняла Евпатория, на втором месте – город Судак, на третьем – Ялта. Давайте найдём эти города на карте и наградим звёздами. (Дети находят города на карте Крыма и цепляют там звёздочки). -Какую акцию недавно мы проводили у нас в садике? ( «Дадим мусору вторую жизнь», «Должны жить дети на Чистой планете»). В: Ребята, а теперь я предлагаю вам провести небольшую экологическую акцию в нашей группе и может мы станем примером для детей из других групп. У нас в садике на каждой площадке есть своя кормушка для птиц. Зачем она нужна? (Ответы детей). А сегодня я предлагаю вам сделать домик для насекомых, в котором они смогут жить, питаться. Изготовление «Домика для насекомых». (Детям даётся деревянный домик, природные и не природные материалы для его заполнения. Во время работы дети сами выбирают предметы, которые будут привлекать насекомых в домик. По окончанию работы воспитатель предлагает детям после занятия, на прогулку, вынести домик на улицу и выбрать ему хорошее место на площадке). В: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Думаем о родном Крыме». (Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, что человек любит свою Родину, а в каких – нет. Если ребёнок считает, что человек любит свою Родину, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему). - Человек сажает возле своего дома цветы и деревья. - Человек выбросил мусор в канаву возле дома. - Человек вернулся из леса с букетом лесных подснежников. - Человек уступил в транспорте место пожилой женщине. - После отдыха в лесу человек собрал весь мусор. - Человек ездит на работу на велосипеде. - Человек моет в озере свою машину. - Человек сделал кормушку для птиц. - Человек разрушает муравейники. - Человек обламывает веточки у деревьев в парке. - Человек выбрасывает батарейки в специальное место. В: Ребята, а вы знаете, где в Симферополе можно выбрасывать батарейки? (В домах компании «Монолит», Гипермаркет «Новацентр», Торговый центр «Южная галерея», Гагаринский парк, Торговый центр «ФМ»). (Дети садятся на стульчики). В: Ребята, также для защиты природы в Крыму люди создают заповедники. А вы знаете что такое заповедник? (Ответы детей) Верно, заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповедниках охраняется всё: трава, птицы, грибы, рыбы, животные. У нас в Крыму много заповедников, но сегодня я хочу показать вам видео Опукского Заповедника. Просмотр видео заповедника. (Видео 1). В: У нас в Крыму много редких животных и растений и все они занесены в Красную Книгу Крыма. -Что вы о ней знаете? - Как вы считаете, зачем она нужна? (Рассуждения детей). - Давайте вспомним какие животные и растения занесены в Красную Книгу Крыма, мы с вами о них говорили на предыдущих занятиях. (Ответы детей). В: Ребята, ни за какие деньги нельзя купить красивый лес, чистую воду, свежий воздух. Как редко мы с вами задумываемся над этим. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски: не бережёт её лес, животных, растений, птиц. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете вы останетесь одни. Д/и «Передай сердечко и скажи словечко». (Дети сидят на стульчиках и по очереди передают друг другу мягкое сердечко отвечая на вопрос воспитателя «Чему меня научило сегодняшнее занятие?»). В: А в конце нашего занятия я хочу, чтобы вы, ребята, подарили нашим гостям небольшие сувениры — эти маленькие колокольчики, которые вы сделали своими руками, пусть они станут символом любви, защиты и бережного отношения к природе, который наши гости передадут своим воспитанникам. (Дети вручают подарки, прощаются с гостями и выходят из зала).
|