Финансовая грамотность у дошкольников. |
Познание | |||
Автор: Баранова Евгения Александровна | |||
19.06.2022 15:57 | |||
Финансовая грамотность у дошкольников. Почему мы часто задаем вопросы? Правильно ли знакомить детей дошкольного возраста, с экономикой ее сложными понятиями и явлениями? Может стоить подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Многие считают, что разговоры о деньгах могут вызвать у дошкольников нездоровый интерес: у детей нет денег, и чем меньше мы говорим о них, тем лучше. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице, участке детского сада, а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей, у них формируются представления о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран, о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.). Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги, формируются базисные качества экономической деятельности: трудолюбие, бережливость, рациональность, экономность, деловитость, самостоятельность, ответственность. К 5-6 годам у детей формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий, также возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения – это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. Другой предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Третья предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми 5-6 лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок этого возраста начинает осознавать суть понятий «выгодно – не выгодно», «выигрыш – проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики, как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка. Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач. В соответствии с ФГОС ДО главной цели и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам. Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, не очень хорошее мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. В современном образовании это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике. Итак, процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две стороны проблемы: знания о деньгах и воспитание правильного воспитания отношения к ним. Правильное – это когда прохождение денег, материальный достаток и благосостояние в сознании ребенка связывается с трудом. Ценность представляют только честно заработанные деньги. Труд – ведущая категория экономической науки, и деньги – одна из ее составляющих. Разрывать их нелогично и ущербно. Знакомя детей с деньгами, мы приобщаем их к истокам экономического образования и в целом к экономической культуре (А. Ф. Аменд). Главное – помнить, что «изолировать» финансовую грамотность от проблемы нравственно-трудового воспитания нельзя. Дети должны знать, что деньги – это ценность, богатство и т.д., но им необходимо усвоить, откуда они берутся.
|