Конспект открытого занятия по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Эта удивительная соль» |
Познание | |||
Автор: Дударева Маргарита Вячеславовна | |||
17.06.2022 20:30 | |||
Конспект открытого занятия по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Эта удивительная соль» Подготовила: воспитатель Дударева М.В. МДКОУ «Детский сад №2 «Сказка» п. Медвенка Программные задачи:
Ход НОД: Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей с хлебом-солью. «Хлеб да соль!» — говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» — непременно отвечают ему.
Воспитатель: С радостью гостей встречаем, хлебом — солью угощаем. (Звучит музыка. Трое детей входят с хлебом и пустой солонкой. Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Гость отламывает кусок и говорит: «А где же соль?») Воспитатель: «Ой, ребята, а где же соль в солонке? Какой же каравай и без соли! Вы не знаете, где нам взять соль?» (ответы детей). «Вы хотите узнать, откуда берется соль?» (ответы детей). «Садитесь поудобней я вам расскажу». Все расселись по местам? Никому не тесно? По секрету вам скажу, будет интересно: дети, а вы любите разгадывать загадки. Тогда отгадайте, что спрятано в моем мешочке? Без нее, ребята, повар, просто, как без рук, Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего же нужна соль? Где люди используют соль?» Ответы детей: Соль необходима для жизни и здоровья человека, ее используют для приготовления пищи. - А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Презентация) Соль — полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. - В далекие времена соль считалась драгоценностью и ценилась как золото. - Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века это делали вручную. - Со временем ручному труду по добычи соли пришли современные машины, соляные комбайны и экскаваторы. - Как вы думаете где же можно применять соль? - В выработках солевых шахт создают лечебницы и санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов и микробов. - Соль используют в народной медицине (промывают нос, делают компрессы, поласкают горло). - Соль полезна не только людям, но и животным. Каждый день нужна для приготовления пищи и консервировании овощей. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. А сейчас я приглашаю вас в научную лабораторию, провести опыты с солью, как настоящие ученые исследователи. - А что такое лаборатория? - Правильно, лаборатория — это место где проводят опыты. - Но в лаборатории надо соблюдать правила. Давайте вспомним какие? - Одеваем фартуки, шапочки и занимаем свои рабочие места. Опыт №1. Воспитатель: Ребята перед вами тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета? Дети: Белая. Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она? Дети: Соленая. Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах? Дети: Нет. Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что вы наблюдаете? Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая. Воспитатель: Подведем итог, что вы можете сказать о соли? (соль белая, соленая, не имеет запаха и сыпучая). Воспитатель: Теперь возьмите лупу и рассмотрите через неё соль (дети выполняют задание). На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики). Опыт №2. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, растворяется ли соль в воде? (ответы детей). А вы знаете, что в природе существует солёная и пресная вода? Скажите, где можно встретить пресную воду, а где солёную? (ответы детей). У вас у каждого по два стакана с пресной водой. Насыпьте в один из них три ложки соли, помешайте, чтобы она растворилась и превратила воду в солёную. Куда же делась соль? Дети: Она растворилась. Воспитатель: Значит, какой вывод? Дети: Соль в воде растворяется. Воспитатель: А вы знаете, чем больше соли в воде, тем она сильнее и предметы легко держаться на её поверхности. А вы хотите в этом убедиться? (ответы детей). Итак, у нас получилась в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит? (ответы детей). Воспитатель: «Солёная вода выталкивает предметы на поверхность. Вот какая соль — волшебница». Опыт № 3. Воспитатель: А вы знаете, что на соль можно окрашивать, а затем даже рисовать цветной солью и делать поделки. Сейчас мы с вами будем окрашивать соль цветными красителями. Но сначала сделаем пальчиковую гимнастику. Пальчики. Вот помощники мои, Постучали, повертели, А теперь приступаем к эксперименту. Насыпьте по 3 ложки соли в пакетики, возьмите краситель цвета вашего настроения, и несколько капель добавьте в соль. Аккуратно потрите пакетики с солью между ладошками. Пока дети окрашивают соль, воспитатель спрашивает, какое настроение у ребёнка и почему он выбрал краситель, именно этого цвета (ответы детей). - Что произошло с солью? (ответы детей). А сейчас мы вашу разноцветную соль пересыпаем в вазу. Воспитатель: «Посмотрите, какая у нас получилась красивая, радужная ваза. Вам нравится? Вот такой чудесный сувенир, сделанный своими руками у нас получился». Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята: что такое соль? Соль — это полезный пищевой продукт, минеральное вещество, которое необходимо для жизни и здоровья человека. Что нового вы узнали о соли? Мы узнали о том, что соль сыпучее вещество, не имеет запаха, белого цвета, необходима не только для приготовления пищи, но ее еще дают животным, применяют в медицине и создают замечательные сувениры, рисунки. Что вам больше всего понравилось сегодня? Согласны ли вы с утверждением, что соль — удивительное вещество природы, необходимое людям? Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте насыплем соль в нашу солонку и угостим хлебом-солью наших гостей.
|