Формирование экономических представлений и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста |
Познание | |||
Автор: Казакова Г А Новопашина М Д | |||
23.05.2022 11:25 | |||
Формирование экономических представлений и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Авторы:
Мы второй год работаем по теме «Формирование экономических представлений и основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста». Тема выбрана не случайно. Современные дети рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, совершают с ними покупки, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Именно старший дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Нами разработана дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой и экономической грамотности детей 5 -7 лет «Первые шаги в экономике».
Для реализации программы и усвоения финансовых знаний используем самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Активно в работе с детьми мы используем кейс-технологию. Это интерактивная технология для обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы. С детьми мы использовали кейс-технологию для решения проблемы сбережения энергии. Кейс содержит текстовый и иллюстративный материал. Работу осуществляли поэтапно: Первый этап: подготовительный. - Знакомство детей с ситуацией. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему и осознают цель поиска. На втором этапе, воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников (мы рассуждали, нужно ли экономить энергию, зачем это нужно делать) Третий этап: воспитатель вовлекает детей в процессе составления плана действий (что нужно делать, чтобы экономить энергию), ребята демонстрируют умения логически рассуждать. На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания. Преимущества использования кейсов мы видим в том, что у детей происходит:
Мы считаем кейс эффективным, если он:
Т.о., кейс-технология повышает интерес детей к теме образовательной деятельности, выявляет их актуальные интересы, развивает активность, коммуникативные навыки, умение слушать и излагать свои мысли, вести диалог с взрослым и сверстниками, получать необходимую информацию. Поскольку ведущим видом детской деятельности является игра, то мы активно используем кейс-технологию в игровой деятельности детей. Большое внимание при реализации программы мы уделяем дидактическим играм. Нами были подобраны и систематизированы разнообразные игры и составлена картотека. Нами создан «уникуб», где на 6 сторонах размещены разные задания-ситуации. С их мощью дети закрепляют финансовые понятия. 1сторона игра «Финансовая грамотность». Цель: формировать навыки эффективного управления личными деньгами, формировать умение экономить денежные средства, закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара. Материал рассчитан на три вида игры:
2-я сторона куба Д/И «Подставлялки» Цель: Учить находить экономические термины, подходящие по смыслу. 3-я сторона Д/И «Расходы» Цель: Учить детей подбирать картинку по смыслу, уметь обосновывать свой ответ. Бабушка заболела –купили лекарство –это расход и т.д 4-я сторона Д/И «Доходы» Цель: Способствовать умению подбирать картинки к игре, объяснять что можем отнести к доходам- папа получил зарплату, это доход. И т.д Играть могут и 2 ребёнка одновременно: один – с полем «Доходы», другой с полем «Расходы». 5-я и 6-я сторона Д/И «Что нельзя купить за деньги» и «Что можно купить за деньги» Цель: Способствовать умению детей подбирать картинка и объяснять свой выбор. Родители одобрили выбранную нами тему экономического воспитания детей. Они приобрели игры «Монополия», «Миллионер», «Шопинг», «Русский бизнес», в которые дети с удовольствием играют. Дети с удовольствием проходят финансовые лабиринты, собирают пазлы-финансики. В ходе этой игры дети закрепляют знания о денежных знаках разных стран, развивают речь, внимание, зрительную память. С целью расширения представлений о банке, служащих банка и некоторых операциях, производимых в банке мы вместе с детьми сделали атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Банк». Д ля формирования экономических и финансовых представлений мы используем круги Луллия, что дает возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар, цену (стоимость). Литерптура:
|