Конспект «Воздух и его свойства» |
Познание | |||
Автор: Колесникова Виктория Олеговна | |||
22.05.2022 17:19 | |||
Конспект «Воздух и его свойства» МБДОУ «ЦРР детский сад «Колокольчик» Воспитатель Колесникова Виктория Олеговна Старшая группа Цель: Обобщить представления о явлениях природы. Систематизировать представления о значении воздуха для жизни, использовании свойств воздуха человеком. Задачи:
Оборудование: 2 таза с водой, полиэтиленовый пакет, стеклянная банка, кубики, соломинка (коктейльная трубочка), воздушный шар, мяч, веер, вертушка; аудиозапись «Старинной французской песни» П.И. Чайковского; аудиозапись шума ветра; загадки.
Раздаточный материал: полиэтиленовые пакеты, чашки с водой, коктейльные трубочки, кусочки сахара, веера, вертушки, воздушные шары — на каждого ребенка. Предварительная работа: беседа «Воздух в моей жизни». Ход: - Ребята, вы хотели бы стать волшебниками? (ответы детей). Сегодня мы с вами превратимся в настоящих волшебников. Скажите, что нужно знать волшебникам, для того, чтобы уметь делать различные чудеса? (волшебные слова). Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крабле, крибле, бумс!» Получилось! Сейчас мы с вами находимся в волшебной лаборатории. - Посмотрите внимательно, и подумайте, что нельзя раскрасить? (ответы детей). Хорошо, а что еще не получится раскрасить? (воздух) Правильно. Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить. Как вы думаете, как это можно узнать? (ответы детей). Сейчас мы с вами попробуем это сделать! Игра — поиск «Где живет воздух?» (педагог показывает стеклянную банку с кубиками). Посмотрите, что это? (Стеклянная банка). Есть ли что — нибудь в банке? (кубики). Уберем кубики, есть ли что — нибудь в пустой банке? (воздух). Какого цвета воздух? (бесцветный, прозрачный). Возьмем пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия (перед каждым ребенком на столе лежит полиэтиленовый пакет). По мере скручивания пакетика что происходит? (он надувается). Что же надуло пакет? (воздух). Правильно, это воздух. А теперь я вас приглашаю в волшебную мини — лабораторию. Как вы думаете, а в воде есть воздух? (ответы детей). Мнения ребят разошлись, предлагаю нам это проверить (перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой). Возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, а другой конец возьмите в рот, и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите? (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух). Воздух есть даже в сахаре (перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара). Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (из сахара кверху побежали пузырьки). Что это значит? (в сахаре есть воздух). Итак, какой вывод мы можем сделать? (воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре). Правильно. Сегодня у нас необычный гость (педагог достает ненадутый воздушный шар). Дети, что это такое? (воздушный шарик). Какой по свойствам этот шарик? (красный, резиновый, тянется, худенький). Шарик просит меня, чтобы я его надула (надуваю шар). Чем я наполнила шар? (воздухом). А каким стал шар? (большим, прозрачным). Как вы думаете, тяжелее стал шарик или легче? (тяжелее). А что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха? (он лопнет). Какие вы молодцы. Ой, ребята, смотрите воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там (отпускаю незавязанный надутый воздушный шарик). Как вы думаете, где еще находится сжатый воздух? (в резиновом мяче, в шинах велосипеда и т.д.). Правильно, там везде находится сжатый воздух (показываю резиновый мяч). Ребята, нравится вам быть волшебниками в нашей волшебной лаборатории? (нравится). Тогда продолжим. Перед вами на столе для каждого лежат веера. Возьмите их в руки, и помашите ими у лица, как я. (педагог машет веером у лица). Какое при этом у вас возникает ощущение? (у лица движется воздух, создается ветерок). Значит, воздух может перемещаться с одного места на другое, мы говорим, что это дует ветер (звучит аудиозапись шума ветра). А теперь я вам предлагаю послушать вам несколько загадок, только для того, чтобы их отгадать нужно быть очень внимательными: 1)Неизвестно, где живет. Ветер 2)Без рук, без ног стучит- Ветер 3)Рукой махнул, Ветер А почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит). Значит ветер бывает каким по силе? (слабым и сильным). Молодцы, правильно. А теперь мы с вами посмотрим, как же ветер это делает. Перед вами лежат вертушки, возьмите каждый по одной вертушке. Давайте подуем на вертушки сначала тихо, а затем сильно. Что происходит с вертушками? (от дуновения тихого ветра вертушка чуть-чуть крутится. А когда дует резкий ветер, то вертушка крутится очень быстро). Какие вы умные ребята, правильно! Давайте с вами поиграем. Каждый будет дуть в вертушку, а тот, чья вертушка будет крутиться быстрее всех, тот и победил (дети дуют в вертушки). Какие вы сильные, как быстро крутили вертушки, но сильнее и быстрее всех крутились у Ильи и Софьи. Значит они являются победителями. А теперь мы с вами отойдем от волшебной лаборатории и еще чуть-чуть поиграем. Вы готовы? (да), тогда слушайте внимательно, и повторяйте за мной. Физкультминутка Я ветер сильный, я лечу, Лечу, куда хочу. (Плавные движения рук вверх, вниз) Хочу налево посвищу, (наклон влево) Могу подуть направо, (наклон вправо) Могу подуть вверх - в облака, (Медленно поднимают руки вверх — наклоны) А пока — я тучи разгоняю. (Кружатся на месте) Ребята, подойдите все ко мне. Посмотрите, у меня есть 2 тазика с водой. Как вы думаете, что мы с ними будем делать? (ответы детей). Да, сейчас мы с вами отправим в плавание кораблик (педагог запускает в тазик с водой бумажный кораблик, наблюдают, как он ведет себя на поверхности воды.). Что надо делать, чтобы кораблик двигался? (подуть). Пустим кораблики в плавание, сопровождая их «ветром». Как двигается кораблик на нашем озере при ровном «ветре»? (кораблик двигается плавно и уверенно к «берегу».) А если налетит порывистый «ветер»? (кораблик может перевернуться). Подуем с большей силой, поднимем большие волны, изобразим бурю (педагог вместе с детьми сильно дуют на кораблик). Есть такие кораблики, которые называются «парусниками», это такие судна, которые на воде движутся с помощью ветра. У них есть паруса (показываю). Поэтому скорость парусника не может быть постоянной, она всегда меняется в зависимости от силы ветра. Теперь мы видим, каким бывает ветер, как с помощью него передвигаются парусники на воде. А сейчас поиграем в очень интересную игру "Летающие бабочки". (Звучит аудиозапись «Старинная французская песенка» П.И. Чайковского). А сейчас представим, что мы очутились на лесной полянке, почувствуем, какой здесь свежий воздух (дети с педагогом делают глубокий вдох). И наш шарик пригласил в гости своих друзей- воздушных шаров. Шарики будут “бабочками”. А как вы знаете бабочки что любят делать? (любят летать). Правильно, сейчас мы посмотрим, чья же бабочка летит выше и не падает (дети подбрасывают шары вверх и ловят). Молодцы какие, бабочки у Андрея и у Артема оказались самыми “летучими”. Ребята, а теперь садитесь на стульчики. Давайте вспомним, что это за невидимка, который нам очень нужен? (воздух). Правильно, а где воздух живет? (воздух живет везде, что нас окружает). А в воде живет воздух? (да). А как это можно доказать? (опустить в чашку с водой трубочку и подуем в трубочку). Ой какие вы молодцы, все запомнили. Кто скажет, в чем может быть сжатый воздух? (в резиновом мяче, в воздушном шаре, в шине от колеса велосипеда и т.д.). Правильно, умнички. А что мы называем ветром? (движение воздуха). А ветер всегда одинаковый? (нет). А каким он бывает? (ветер бывает слабым, сильным, ураганным и т.д.). Какие вы молодцы, хорошо мы поработали в нашей волшебной лаборатории. Вы мне все очень понравились, все старались, а Илья и Арина даже быстрее и сильнее всех крутили вертушки., ну а у Андрея и Артема “бабочки” летали дольше и выше всех. Ну, а теперь, мы пойдем одеваться на прогулку. Список литературы:
|