Технологическая карта занятия в подготовительной группе (6-7 лет) «Земноводные, как часть животного мира»
познавательное развитие (Ознакомление с окружающим миром) с применением технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 81 (МБДОУ г. Иркутска детский сад №81)
Составила: Воспитатель Олзоева Мария Алексеевна
Культурная практика Познавательно — исследовательская деятельность
Культурно- смысловой контекст. Рассказ (образ об земноводном животном)
Скачать конспект
Цель Цель: создать условия для ознакомления детей с земноводными животными (на примере — лягушка); расширять знания об основных характерных особенностях земноводных как отличительный признак от животных и рыб.
Образовательные задачи
Обучающие:
- Актуализировать знания детей о животном мире
- Знакомить детей с лягушкой, как земноводное животное
- Расширить представления детей о характерных особенностях земноводных.
Развивающие:
- Развивать игровую деятельность детей;
- Развивать словарный запас детей.
- Развивать процессы мыслительных действий анализ, синтез, обобщение
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство ответственности за свои поступки
- Учить внимательно, слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.
Оборудование Демонстрационные картинки: карточки с изображением птиц: дятел, воробей, ворона; рыб: ёрш, щука, окунь; животных: лиса, ёж, заяц; земноводных: лягушка, жаба, червяка, маска Аиста (для игры)
Оборудование: Ноутбук, проектор, магнитная доска, мобильный телефон
Звуковое оформление: ритмическая музыка.
Предварительная работа беседы про рыб, животных, разучивание считалки, чтение художественной литературы про животных, птиц, рыб: «Лесные домишки» В. Бианке; Е. Чарушин «Что за зверь»; И. Соколов – Микитов «Сборник рассказов про животных»
Этапы
|
Деятельность педагога, приёмы работы
|
Деятельность обучающихся
|
Планируемые результаты
(В результате обучающие смогут…..)
|
1. Введение в ситуацию
|
Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания в окружающем мире
Акцентные вопросы:
(Приветствие) Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель собирает детей около себя. - Кем вы хотите стать, когда вырастете? (Художником, музыкантом, полицейским, врачом, воспитателем.)
- А я в детстве мечтала стать ветеринаром. Знаете ли вы, чем занимается ветеринар? (Да, это врач, который лечит животных.) - Кто самый известный ветеринар? (доктор Айболит.)
- Ребята, мне сегодня позвонил доктор Айболит и сказал, что к нему на приём записалось много животных. Айболит просит вас помочь ему распределить животных на группы, для того, чтобы было удобнее их принимать. - Хотите помочь Айболиту? (Хотим, очень хотим.)
Сможете это сделать? (Сможем, ведь Айболит наш любимый герой, он очень хороший и помогает лечить зверей и птиц.)
|
Коммуникативная.
|
Сформировать «детскую» цель.
«Помочь Айболиту распределить животных по группам…»
|
2. Актуализация знаний и умений.
|
1. Дидактическая игра «Разные животные». Цель – разложить картинки – предметы (животные, птицы, рыбы) на группы по общему признаку. Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором находятся картинки с изображением животных, например, ежа, зайца, лисы. Птиц, например, дятла, воробья, вороны. Рыб, например, окуня, щуки, ерша. Земноводных, например, лягушки. - Ребята, Айболит попросил разделить всех животных на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним обобщающим словом. А вы знаете, что значит обобщающее слово? ( Это, когда одну группу предметов, называют одним словом.) Ребята, возьмите карточки и разложите их по группам. (Как правило, дети в одну группу собирают зверей, в другую – птиц, в третью рыб, у них остаётся лягушка.) Раздаётся звонок по телефону.
- Ой, ребята, это звонок от Айболита. Он говорит, что зверей он примет завтра (воспитатель убирает со стола карточки с изображением зверей), птиц - послезавтра (воспитатель убирает со стола карточки с изображением птиц), рыб – на следующей неделе.
|
Коммуникативная
Двигательная
Игровая
|
Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Дети распределяют картинки с изображениями, животных, рыб на группы по общему признаку (остается одна картинка с изображением лягушки)
|
3 Затруднение в ситуации
|
Ребята смотрите, у нас осталась одна картинка с изображением (лягушки)
- Смогли вы разделить всех животных, расположенных на картинках на группы? (Нет, не смогли.) - Почему не смогли? (Потому что не знаем, по какому признаку делить.) - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает, можно попытаться разобраться самим, потом проверить себя по учебнику, по книжке.) - Что интереснее – спросить и получить готовый ответ или попытаться разобраться самим? (Разобраться самим.)
Решаем искать ответ самостоятельно.
|
Коммуникативная
Игровая
|
Сформулировать причину затруднения
Дети затруднились в разбиении картинок с изображением животных на группы
Поставить перед собой задачу – устранить затруднение.
Поиск затруднения самостоятельно
|
4. «Открытие» нового знания
( способа действия)
|
- Можем мы отнести лягушку к птицам? Почему? (Нет, она не умеет летать.)
Карточки с птицами откладываем в сторону.
- Можем отнести её к группе рыб? Почему (Можем.) (Потому что, она умеет плавать и может долго находиться в воде.)
- Ребята, но лягушка долгое время может находиться и на суше. А рыбы могут? (Нет, рыба без воды не выживет.)
- Значит, лягушка не относится к группе рыб. (Значит, не относится.)
Откладываем карточки с изображением рыб в сторону.
- Можем, мы отнести лягушку к группе зверей? (ответы детей)
А животные могут долгое время находиться в воде и жить там? (Нет, не могут, они погибнут.)
- Мы с вами выяснили, что лягушка может жить на земле и в воде – отсюда люди и дали название этой группе, к которой относится лягушка – земноводные.
- Ребята, с вашей помощью Айболит осмотрел всех животных. Все теперь здоровы.
Раздаётся звонок по телефону.
- Это снова звонит Айболит, он прощается со своими пациентами и просит их быть внимательными и осторожными, потому что кругом много опасностей.
|
Коммуникативная
Игровая
Двигательная
|
Сформировать не менее одного способа преодоления затруднения. Организация подводящего диалога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Просмотр фрагмента видео для детей «Эти забавные животные»
Фиксация нового знания (и так мы узнали, что существует животные которые живут не только в воде, но и на суше их называют земноводные
|
5. Включение нового знания
( способа действия) в систему знаний ребёнка)
|
1. Дидактическая игра «Кто лишний»? Цель – развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку, развитие у детей наглядно- образного, словесно – логического мышления, обогащения словаря, диалогической и монологической речи
- Ребята, вы хотите поиграть в игру: «Кто лишний»? (ответы детей)
- Молодцы, ребята, вы научились отличать земноводных от других видов животного мира.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться. Вы согласны? (Мы согласны, а что мы должны делать?)
2. Подвижная игра «Лягушата». Цель учить детей следовать правилам игры и уметь ориентироваться в пространстве.
- Выигрывают те дети, кому удастся дольше всех быть не пойманными. Игра повторяется со сменой водящего.
- Молодцы, ребята, вы оказались очень подвижными шустрыми, быстрыми.
|
Коммуникативная
Игровая,
Двигательная
|
Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
1.Дети, самостоятельно, анализируя разбирают по группам картинки
На доске четыре карточки с изображением разных живых существ. Два из них будут относится к одной группе, а третий к другой. Вам нужно будет подумать и назвать кто лишний.
Педагог поочерёдно создаёт разные комбинации из трёх картинок, например:
- ёж, заяц, лягушка, лиса;
- воробей, червяк, дятел, ворона;
- жаба, ёрш, щука, окунь;
- жаба, червяк, ёж, лягушка.
2. Дети играют в игру. Выбирается один ведущий «Аист», а все остальные игроки «лягушата». «Аист» выбирается путем считалки:
(Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед, Двести восемьдесят лет. Нес он травы и цветы. Выходи из круга ты.)
Дети играют в игру.
Слушайте правила игры:на пол кладётся обруч – это болото. Из числа игроков выбирается аист. Для него обозначается дом в 3 – 4 м от болота. Остальные дети – лягушки встают в круг. По сигналу: «День» - дети, изображающие лягушек, выпрыгивают из болота и начинают прыгать по игровой площадке.
Я при этом буду приговаривать:
«Вот лягушки по дорожке,
Скачут, вытянувши ножки»
(Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Мы поймаем комара!)
- По сигналу: «Ночь!» - ребенок-аист выбегает из своего дома и старается осалить лягушек. Ваша задача как можно быстрее упрыгать в болото
|
6.Осмысление
|
Беседа. (создание ситуации успеха)
Воспитатель собирает детей около себя. - Ребята, кому и чем мы сегодня помогли? (Мы помогли Айболиту, мы разделили животных на группы, чтобы Айболит смог быстро всех принять, чтобы ему было удобно.)
- Какие новые знания дали вам возможность разделить животных на группы? (Мы узнали, что лягушки не относятся ни к рыбам, ни к животным, они относятся к своей группе – земноводные.)
- Ребята, вы молодцы! Вы помогли доктору Айболиту! Вы очень добрые, я горжусь вами!
|
Коммуникативная
Рефлексивная
|
Сформулировать не менее 1 условия, которое позволило достичь цели
Например: помогли ли Айболиту с животными?, С каким видом животных , познакомились?
|
|