Методическое пособие «Лесная полянка» |
Познание | |||
Автор: Сафина Ляйсан Павловна | |||
20.03.2022 09:45 | |||
Методическое пособие «Лесная полянка» Выполнил: воспитатель Сафина Ляйсан Павловна стаж в данной должности: 2года г. Туймазы-2022г. Направленность: познавательное развитие, речевое развитие Интеграция областей: речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. Предпосылки: обогащение материально-технической базы и развивающей среды группы. Предназначение: для детей младшей группы Продолжительность: 5 месяцев (октябрь 2021г. — март 2022г.) Актуальность: Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно в младшем дошкольном возрасте. Поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Не все дети с родителями выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны и очень поверхностны.
В связи с этим для детей нашей младшей группы было разработано методическое пособие «Лесная полянка». Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; совершенствованию познавательной и речевой сферы. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Словарь: Осень Существительные: солнце, небо, дождь, туча, деревья, лес, поляна, цветы, трава, волк, лиса, белка, заяц, еж, медведь, береза, ель, клен. Глаголы: льется, растет, светит, капает, идет, желтеет, улетает, просыпается, холодеет, грустит, бежит, прячется и др. Прилагательные: серый желтый, белый, красивый, мягкий, грустный, рыжий, колючий, бурый, пестрый, пасмурная и др. Зима Существительные: солнце, небо, ветер, деревья, лес, снег, сугробы, береза, ель, клен, волк, лиса, медведь, белка, заяц, синица, снегирь, воробей, берлога, спячка. Глаголы: идет, падает, кружится, спит, белеет, покрывается. Прилагательные: ясное, голубое, холодный, снежный, мягкий, свежий. Весна Существительные: солнце, небо, туча, дождь, ручей, лужи, почки, деревья, цветы, трава, одуванчик, мать-и-мачеха, божья коровка, жук, бабочка, скворец, воробей, волк, лиса, белка, заяц, еж, медведь, береза, ель, клен. Глаголы: капает, тает, зеленеет, набухают, прилетают, просыпается, радуется, светит, цветет, теплеет, сидит и др. Прилагательные: яркое, лучистое, желтое, голубое, зеленый, красные, рыжая, колючий и др. Лето Существительные: солнце, небо, облака, дождь, трава, деревья, воробей, волк, волчонок, лиса, лисенок, белка, бельчонок, заяц, зайчонок, ежиха, ежонок. Глаголы: светит, льет, капает, появляются, рождаются, выводят, цветёт и др. Прилагательные: лучистое, яркое, жаркий, теплый, голубое, цветущая и др. Описание изготовления пособия: Пособие представляет из себя:
Размеры: ширина-70, длина -80; Рабочая поверхность: ширина-63, длина -73. В комплекте: цветные картинки разных размеров приклеенных на магнитную основу (деревья на все времена года, растения, животные, насекомые, птицы, приметы времен года). Этапы работы: I этап –подготовительный: октябрь 2021 год. Изготовление панно с помощью родителей. Создание условий, необходимых для методического пособия, изучение методической литературы, подборка дидактических игр и игровых упражнений по ознакомлению с миром природы в младшей группе. II этап –формирующий: ноябрь 2021 год –март2022 год. На познавательных занятиях по ознакомлению с природой, обратила внимание, что дети плохо знают о сезонных изменениях в природе. Таким образом я решила создать панно «Лесная полянка», где первоначально решила ознакомить детей с моделью «Осень». Детям очень понравилось панно «Осень». Они с удовольствием прикрепляли желтые листья березы, красные листья клена, определяли осеннюю погоду, расставляли траву и животных. Я решила продолжить серию на остальные времена года «Зима», «Весна», «Лето». Предлагая детям методическое пособие «Лесная полянка» прошу поиграть с зайчонком. Он грустный, потому что потерял свою маму. Зайчонок просит помощи. Я интересуюсь у детей: «Где живет зайчонок?». Чтобы помочь зайчонку, мы должны совершить путешествие в весенний лес на лесную полянку. Так мы с детьми оказываемся на лесной полянке. Здесь мы можем увидеть деревья, провожу дидактические игры: «Назови дерево», «Найди лист к дереву» и т.д. Создаю с детьми весеннюю полянку. Дети, посмотрите, какая трава на поляне? (пушистая, зеленая). Так, в непринужденной игровой форме дети отвечают на вопросы, постигая одновременно правильное согласование существительных с прилагательными в роде и числе, например: трава зеленая, свежая; солнышко яркое, теплое; небо голубое. Продолжая работать с пособием, я задаю вопрос «Весной, что вырастает на лесной полянке? – Цветы, отвечают дети. Провожу игру «Весенние цветы». Знакомлю детей с весенними первоцветами с одуванчиками и матьи-мачехой. Интересуюсь у детей: «Дети, как вы думаете, в лесу можно рвать цветы? – Нельзя, если не будет цветов, исчезнут насекомые. — А какие бывают насекомые? (бабочка, майский жук, божья коровка)». Провожу дидактическую игру «Назови насекомых». В это время на дерево садится птица – воробей. «Посмотри зайчонок, это не твоя мама. Кто это, дети? – Это птица воробей» А зайчонок продолжает грустить, так как мы еще не нашли маму. И тут появляются животные: волк, медведь, лиса, ежик, заяц. Раздаю каждому ребенку карточки с детенышами, дети находят правильное животное — маму. Провожу игру «Найди свою маму». Дети правильно называют детенышей животных: у медведицы – медвежонок, у лисы — лисенок, у волчицы — волчонок, а у зайца — зайчонок. Вот и нашлась мама зайчонка. Зайчонок радуется, что нашел свою маму. Он говорит детям: «Спасибо». Таким образом, методическое пособие «Лесная полянка» предназначено для детей младшего дошкольного возраста для ознакомления с сезонными изменениями, происходящими в природе, которое привлекает внимание детей к красоте в разное время года. Благодаря этому пособию наблюдения стали интересными и красочными, речь детей стала более развитой и эмоциональной. III этап – заключительный (презентационный): обобщение материалов и результаты работы. Презентация. Ожидаемый результат:
Основные достоинства:
и формах при работе с детьми. Задачи на перспективу:
Список используемой литературы:
|