Познавательно-исследовательский проект для детей средне-старшей группы «Затерянный мир»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение №28 гп Красный Бор «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей»
Выполнил: воспитатель МКДОУ№28 г.п. Красный Бор Сушина А.В.
Актуальность проекта:
Необъяснимо, но факт: многие дети любят динозавров…
Динозавры – вымершие животные, не смотря на свои гигантские размеры и грозный вид, они уже давно не пугают. Эмоционально насыщенный период увлеченности этими древними ящерами случается в жизни большинства детей. У мальчиков чаще, хотя и среди девочек не является редкостью. Когда жили динозавры, и почему они исчезли – вопросы, которые часто задают дети. И им нужно постараться дать максимально правдивую и доступную их пониманию информацию. Ведь однозначного ответа о причине исчезновения динозавров до сих пор нет.
Скачать проект
Современным детям доступно множество книг о динозаврах, мультфильмов, сказок, различных макетов. Таким образом, тема динозавров завоевывает все большую популярность у детей, которые они так же отображают в своих играх.
После летних каникул мальчики Артём и Тимофей принесли в детский сад игрушки — динозаврики. Ребята очень заинтересовались этими необычными животными. Дети стали задавать большое количество вопросов, относительно того, когда жили динозавры, чем они питались, как размножались. В связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты вызывает огромный интерес у детей нашей группы. И мы с ребятами решили узнать как можно больше о динозаврах, времени, когда они жили, и, конечно же, причины вымирания динозавров.
Теме доисторических обитателей планеты в детском саду не уделяется достаточного внимания, а она вызывает огромный интерес у дошкольников. Поэтому считаю, что данный проект поможет поддержать познавательную инициативу, расширить знания детей о жизни на земле в далекие времена, развить творческие способности в детском художественном творчестве, научит создавать макеты, радоваться совместно созданной работе.
Паспорт проекта
Тип проекта
|
познавательно-исследовательский
|
Участники проекта
|
дети средне-старшей группы, воспитатели, родители.
|
Продолжительность проекта
|
краткосрочный (2 недели)
|
Проблемапроекта
|
сформироватьпредставлениедетейовидахдинозавров.
|
Цель проекта
|
формирование у детей представлений об эпохе динозавров, посредством создания благоприятных условий для реализации познавательных и творческих способностей детей в процессе работы над проектом.
|
Задачи проекта
|
- уточнить и расширить представления о разнообразии динозавров, об их жизни на Земле и о том, каким образом погибли гигантские рептилии;
- развивать мышление, речь – суждение в процессе исследовательской деятельности; обогащение словарного запаса детей.
- формировать познавательные умения: наблюдать, делать опыты, сравнивать, делать выводы;
- формировать представление о профессии палеонтолога на основе ознакомления с конкретными видами труда.
- продолжать воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе;
- привлечь родителей к реализации данного проекта.
|
Ожидаемые результаты
|
- Углубление знаний дошкольников о «древних ящерах»;
- Обогащение знаний о профессиях людей,занимающихся изучением мира древности;
- Расширение и активация словаря;
- Развитие у детей любознательности, воображения, мышления, памяти.
- Воспитание чувства заботливого отношения к животным;
- Привлечение родителей к реализации совместной деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей.
|
Формы реализации проекта
|
- НОД
- игры (дидактические, речевые, подвижные, настольно-печатные игры с конструктором);
- беседы, общение;
- продуктивная деятельность детей;
- работа с познавательной литературой;
- использование мультимедийных презентаций;
- просмотр мультфильмов;
- работа с родителями
|
Продукты проекта
|
- Создание совместно с родителями макетов «Затерянный мир».
- Создание мини-музея динозавров.
- Создание мультфильма «Как Дипладоша маму искал»
|
Этапы работы над проектом
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с 13.09.2021 по 24.09.2021.
Подготовительный этап
На подготовительном этапе были продуманы цель и задачи проекта, подобран информационный материал, методическая и художественная литература, книги, энциклопедии, иллюстрации, игры и игрушки по данной теме; активизированы родители воспитанников.
Название мероприятия
|
Форма проведения
|
Цель мероприятия
|
Сроки проведения
|
Обращение к родителям с объявлением темы проекта.
|
Объявление в группе и в социальной сети
|
Активизировать участие родителей.
|
10.09.2021
|
«Кто такие динозавры?»
|
Беседа с детьми
|
Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей работы над проектом
|
13.09.2021
|
«Древние ящеры»
|
Анкета для детей
См. приложение №1
|
Выявить уровень знаний детей по данной теме
|
13.09.2021
|
«Расскажите ребенку о динозаврах»
|
Папка-передвижка
см. приложение №2
|
Помочь родителям с поиском информации
|
14.09.2021
|
«Как сделать макет»
|
Индивидуальные беседы
|
Вовлечение родителей в творческую педагогическую деятельность
|
13.09.-20.09.2021
|
«Динозавр», «Ледниковый период»
|
Просмотр мультфильмов совместно с родителями
|
Создание благоприятного эмоционального состояния, способствовать сближению семей.
|
13.09.-24.09.2021
|
План реализации основного этапа проекта
Название
|
Форма проведения
|
Цель
|
«Кто такие динозавры и когда они жили»,
«Куда исчезли динозавры. Почему?»,
|
Просмотр и беседа по энциклопедиям
|
Расширять знания по теме, формировать представления о жизни древних существ, внешнем виде, причине их исчезновения.
|
«Жили были динозавры»
|
НОД ознакомление с окружающим
|
Познакомить с древними обитателями земли, дать представления о том, как выглядели, чем питались динозавры, как жили
|
«Какие животные похожи на динозавров»,
«Современные рептилии»
|
Беседа
|
Обогащать и активизировать словарь
умение отвечать на вопросы полным и четким ответом, учить образовывать новые слова. Определить ряд животных, существующих в настоящее время и похожих на динозавров.
|
«Интересная профессия – палеонтолог».
|
Рассказ-беседа
|
Познакомить с профессией палеонтолог; развивать кругозор, память, мышление, речь.
|
«Загадки доисторических животных».
|
Вечер загадок по теме
|
Развивать мышление, речь; обогащение и активация словаря по теме.
|
«Узнай динозавра по силуэту»
|
Дидактическая игра
|
Развивать умение соотносить цветное изображение к силуэтному, развивать зрительное внимание, наблюдательность, мелкую моторику, речь.
|
«Один-много»
|
Дидактическая игра
|
Развивать умение использовать существительные в единственном и множественном числе; закрепить название динозавров; развитие внимания, памяти, мышления.
|
«Найди отличия»
|
Дидактическая игра
|
Развитие зрительного внимания, наблюдательности
|
«Соседи числа»
|
Дидактическая игра
|
Закрепить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующие и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
|
«Сложи картинку»
|
Разрезные картинки, пазлы
|
Учить собирать целое из частей; развивает мышление детей, развитие мелкой моторики
|
«Хищники и травоядные»
|
Подвижная игра.
|
Развивать ловкость, быстроту, желание играть в команде.
|
«Поймай хвост динозавра»
|
Подвижная игра.
|
Учить детей двигаться в быстром темпе, держась друг за друга, менять направление движения, развивать ловкость, умение крепко держаться за впереди стоящего товарища.
|
«Динозаврики здороваются»
|
Пальчиковая игра
|
Развивать мелкую моторику, речь.
|
«Леса юрского периода»
|
Рассматривание иллюстраций «Древние леса»
Беседа: «Обитатели лесов юрского периода»
|
Познакомить детей с доисторическим миром, дать представления об истории возникновения и периоде существования динозавров, о приспособлении животных к окружающей среде, особенностях внешнего вида.
|
«Динозавр», «Земля до начала времен», «Ледниковый период»
|
Просмотр мультфильмов
|
Создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации познавательной, двигательной деятельности
|
Стихотворение «Динозавр», Ю.Юркина, Роджер Кур «Динозавры и планета Земля», Наталья Юркойть «Сказка о розовом динозаврике», Максим Наумов «Сказка о динозавре по имени Неумеха».
|
Чтение художественной литературы
|
Познакомить с новыми произведениями, активизация и обогащение словаря, развитие речи, умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; привить детям любовь к чтению.
|
«Жители юрского периода»
см. приложение №3
|
Лепка
|
Формировать умение лепить фигуру динозаврика, закрепление названий элементов строения динозавра, развитие мелкой моторики.
|
«Динопарк»
см. приложение №4
|
Конструирование из лего-конструктора
|
Упражнять в конструировании парка динозавров, развивать умение продумывать детали воспитывать аккуратность, развивать мелкую моторику рук.
|
«Мир динозавров»
см. приложение №5
|
Нетрадиционное рисование
|
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - ладошкой. Развивать познавательную активность, воображение и творчество. Учить детей рисовать динозавра. Расширять кругозор. Формировать положительный настрой от занятий рисованием.
|
«Эти гигантские ящеры»
см. приложение №6
|
Аппликация из геометрических фигур
|
Закреплять основные геометрические понятиями: круг, прямоугольник, треугольник, овал. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки самостоятельной работы с ножницами и клеем; воспитывать аккуратность в работе.
|
«Раскопки динозавров»
Приложение №7
|
Исследовательно-эксперементальная деятельность
|
Развитие познавательной активности у дошкольников через исследовательскую деятельность. Расширить представления детей о прошлом из жизни динозавров. Познакомить с элементами профессиональной деятельности археолога, палеонтолога через практическую деятельность.Воспитывать уважение детей к труду взрослых, их профессиям. Развивать умение работать вместе.
|
«Маленькие динозаврики»
см. приложение №8
|
Исследовательно-эксперементальная деятельность
|
Формировать представления о том, как появлялись динозавры. Развивать наблюдательность, познавательную активность через исследовательскую деятельность.
|
«Вулкан» см. приложение №9
|
Опытно-экспериментальная деятельность
|
Развивать наблюдательность, познавательную активность через исследовательскую деятельность.
|
«Динозаврия»
см. приложение №10
|
Мини-музей
|
Познакомить детей с разными видами динозавров. Развивать умение обобщать полученные знания, расширять кругозор; развивать связную речь, воспитывать интерес к окружающему миру.
|
«Затерянный мир»
см. приложение №11
|
Создание макетов совместно с родителями
|
Приобщить родителей к обогащению предметно-развивающей среды, вовлечение родителей в творческую педагогическую деятельность
|
Заключительный этап
«Мой любимый Динозавр» - лепка,
«Мир динозавров» - нетрадиционное рисование,
«Эти гигантские ящеры» - аппликация.
- выставка макетов, созданных совместно с родителями «Мир Юрского периода»;
- создание вместе с детьми мультфильма «Как Дипладоша маму искал» и его просмотр.
Материально – техническое обеспечение проекта:
Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Подборка книг, иллюстраций, игрушек.
Дидактические игры.
Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки (дети)
Ожидаемые результаты проекта
|
Способы отслеживания
|
Развить интерес к эпохе динозавров.
Расширить у детей представление о видах динозавров.
Научить узнавать и называть гигантов прошлого.
Владеть обобщающими понятиями: растительноядные, хищные.
Пополнить предметно-развивающую среду.
|
Беседы с детьми, наблюдение за детьми. Организация игровой деятельности.
|
В ходе проведения проекта дети:
- приобрели знания об эпохе динозавров, расширили представление о видах динозавров,
- расширили кругозор, познакомились с историей развития жизни на земле.
- приобрели опыт совместной работы и реализации своих творческих потенциалов.
Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки (родители)
Ожидаемые результаты проекта
|
Способы отслеживания
|
Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами по вопросам познавательно-исследовательской деятельности детей.
Принимают активное участие в жизни группы.
Проявили интерес к совместному творчеству по рисованию и подготовке докладов о динозаврах.
|
Анкетирование.
Оказание помощи в создании мини - музея.
Создание совместно с детьми макета «Мир Юрского периода»
|
Способы предоставления «конечного результата» проектной деятельности:
- Оформление практического материала;
- Выставка творческих работ детей, родителей «Такие разные динозавры»;
- Создание мини – музея “Мир динозавров”;
- Презентация мультфильма «Как Дипладоша маму искал».
Вывод
Реализованный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития. Дети владеют знаниями об особенностях внешнего строения, жизнедеятельности, питания и видов динозавров. Узнали много нового об условиях жизни и причинах исчезновения доисторических животных. У детей сформировались познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, наблюдать, проводить опыты.
Любовь детей к динозаврам – такая же загадка, как и сама история происхождения, жизни и гибели доисторических ящеров. И мальчики, и девочки, как самые настоящие палеонтологи, с головой окунаются в мир динозавров и все свои игры выстраивают вокруг этих удивительных персонажей.
Список используемой литературы:
- Энциклопедия для детского сада «Динозавры», Клюшник Л.В., издательство «Росмен», 2019г.
- «Большая энциклопедия динозавров» Лессем Дон, издательство «Эксмодетство», 2020г.
- 4D энциклопедия «Динозавры», Петрова Ю. издательство DEVAR, 2017г.
- Детская энциклопедия «Доисторический мир динозавров», Феданова Ю., издательство «Владис», 2020г.
|