Организация проектов по ознакомления детей младшего дошкольного возраста с предметным миром. |
Познание | |||
Автор: Киселева Галина Николаевна | |||
05.03.2022 09:39 | |||
Организация проектов по ознакомления детей младшего дошкольного возраста с предметным миром. «Любопытство невозможно как следует удовлетворить, не дотронувшись рукой до заинтересовавшего тебя предмета». Кобо Абэ, Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые предметы, стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что познавательное развитие предполагает, среди прочего, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. [1] Окружающий ребенка мир предметов вызывает у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Большое значение для развития ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Ещё до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую ребенок попадает с момента рождения. В любом предмете заложен социальный опыт, отражен уровень развития общества, технического прогресса. Проблема познания предметного мира детьми дошкольного возраста не является новой для педагогической теории и практики. В многочисленных исследованиях психологов и педагогов Л.А. Венгера, Р.И. Жуковской, Т.С. Комаровой, М.В. Крулехт, В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, И.И. Розановой, С.Ф. Сударчиковой предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников. Отношение ребенка к человеку-творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении рукотворного мира, проявляя творческое начало изучалось в работах С.А. Козловой, О.В. Дыбиной. Исследование О.В. Дыбиной также посвящено рассмотрению предметного мира как средства формирования творчества, развития прогностического взгляда на предмет. Изменение окружающей действительности влечет за собой изменение воспринимаемой ребенком картины мира, его стремление познать эти преобразования, принимать в них активное участие. Именно предметы рукотворного мира обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Дошкольное детство по темпам развития, по качественным психическим образованиям, приобретенным в этот период, имеет особое, непреходящее значение для всего последующего становления личности. В этом аспекте важнейшую роль играет проблема поиска принципиально новых форм воспитания и обучения, а также организации развивающей среды, которая может предоставить детям значительно большее «поле» для самостоятельных действий, способствовать формированию их познавательной и практической активности. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Трактовка сущности метода проектов с учетом расширения сферы применения от обучения до воспитания, развития личности ребенка – способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей. Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Метод проектов включает в себя несколько этапов:
- творческий. На первом этапе идут постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Основным содержанием второго этапа проекта является обогащение представлений детей по теме проекта посредством чтения книг, рассказывания, рассматривания картин и иллюстраций и др. Идёт развитие исследовательских умений детей (самостоятельный поиск информации, её обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности); совершенствуются умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной, театрализованной). На третьем этапе проекта идёт обогащение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Воспитатель продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия; умения публичной самопрезентации. Свою работу по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста я начала с ознакомления детей с предметами ближайшего окружения. С этой целью я составила перспективный план проектов. Сегодня я хочу рассказать вам об одном из проектов «Новоселье у игрушек». При проведении проекта «Новоселье у игрушек» на первом этапе с целью постановки исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к её изучению мною была организована проблемная ситуация. В группу внесена основа игрового модуля «Квартира», в гости к детям пришел мальчик (игрушка) Дима и поделился радостью, что купил квартиру, а мебель ещё не купил и обратился к детям за помощью. Для обсуждения с детьми предстоящей деятельности я использовала модель трёх вопросов, что позволило актуализировать опыт детей по теме проекта, способствовать выдвижению детьми гипотез и предложений по решению поставленной проблемы. На втором этапе реализации проекта работа с детьми проводилась в соответствии с образовательными областями. Содержание деятельности было направлено на обогащение представлений детей по теме проекта посредством чтения книг (Г. Волков «Откуда стол пришел?», С.Михалков «А что у вас?», «Кошкин дом»; В.Маяковский «Кем быть?», Ю.Мориц «Дом гнома, гном-дома!», К.Нефедова «Мебель», «Табуретка», «Стул», «Кресло», «Кровать», «Стол», С. Я. Маршак «Усатый-полосатый», В. Левин «Сундук», р.н. сказки «Три медведя», рассказа Л.Славина «Кровать куклы»), рассказывания, рассматривания картин и иллюстраций, просмотра презентаций, организации опытов и экспериментов ( «Дерево умеет плавать», «Древесина, её качества и свойства»). Шло развитие исследовательских умений детей (самостоятельный поиск информации, её обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности) в условиях РППС группы; совершенствовались умения разных видов продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной). Также на данном этапе родители активно включались в образовательную деятельность детского сада посредством сопровождения ребёнка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, интернете, участвовали в изготовлении индивидуальных, промежуточных продуктов проекта (оформляли выставку «Мебель для кукол»; рассматривали мебель в иллюстрациях книг и журналов; изготавливали объемные моделей мебели из картона; подбирали художественную литературу; проводили экскурсии в мебельный магазин, участвовали в фотовыставке «В магазине мебели»). В результате совместной деятельности был создан игровой модуль «Домик для игрушек». Презентация продукта проекта проходила в виде экскурсии для родителей воспитанников на тему «Дима в квартиру гостей пригласил». Дети с удовольствием рассказывали, как появился домик у нас в группе, и как пришел Дима, рассказывали о проделанной работе. Каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. На последнем этапе обсуждали проект с детьми входе беседы по вопросам: узнали ли вы что – либо, чего не знали раньше, что вас удивило, какие эмоциональные переживания вам запомнились, какая деятельность вам понравилась больше всего, Для родителей по окончании проекта была организована выставка «Диме нравится квартира», на которой были представлены продукты проекта (макет кукольного домика с мебелью, альбомы «Мебель», «Все для дома: мебель», «Городецкая мебель»), как результат совместной деятельности детей и взрослых. Реализация проекта способствовала обогащению РППС группы, использованию продуктов детской деятельности. Так в ходе реализации данного проекта был создан игровой модуль «Домик для игрушек» с мебелью, которую изготовили дети. Дети стали чаще задавать вопросы о предметах рукотворного мира, стали внимательнее к предметам и деятельности с ними; возросло положительное эмоциональное отношение к предметам; повысилась активность и самостоятельность детей в исследовательской деятельности с целью распознавания устройства предмета и понимания его функционального назначения. Изменилось и отношение родителей к данной проблеме. Родители стали более активными. Поняли, что работа в этом направлении не должна сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний о предметах. И что одним из эффективных средств познания мира ребенка может являться проектная деятельность. Таким образом, подводя итог можно сказать, что представления детей о предметном мире могут быть сформированы через организацию проектной деятельности. А так же, что проектная деятельность является одним из эффективных средств ознакомления дошкольников с предметным миром, делает жизнь детей в ДОУ более интересной, продуктивной, а образовательный процесс более эффективным. И закончить я хотела бы словами Н.Заболотского «Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы от века творим по мере наших сил». СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|