Методическая разработка образовательной деятельности «Таинственный воздух» |
Познание | |||
Автор: Вундер Дарья Сергеевна | |||
17.02.2022 23:02 | |||
Методическая разработка образовательной деятельности «Таинственный воздух» (с детьми шестого года жизни) ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 552 Воспитатель 1 КК: МАДОУ № 552 г. Екатеринбурга, Чкаловского района Вундер Дарья Сергеевна г. Екатеринбург, 2022 Возрастная группа: дети шестого года жизни Форма организации: групповая, подгрупповая. Цель: создание условий для формирования у детей представления о воздухе путем исследовательской деятельности.
Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Современные технологии:
Методы и методические приемы:
Средства: Экранно – звуковые – презентация «Письмо от Лунтика». Печатные – алгоритм выполнения каждого эксперимента. Оборудование – веера, кусочек апельсина, ванилин, чеснок, лук, емкость с водой, кусочек резины, резиновая игрушка, целлофановые пакеты, деревянные палочки, кусочки пластилина, листы бумаги и простые карандаши, светофор эмоций. Технические – ноутбук, экран, проектор, доска. Ведущий: Ребята, я рада видеть вас всех сегодня здесь. У меня сегодня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите свое настроение. А теперь я предлагаю вам взяться за руки и подарить друг другу улыбки, чтобы наше хорошее настроение стало общим. Ведущий: Нам на электронную почту пришло сообщение от Лунтика, который в настоящее время гостит на Земле. Он обращается к вам с просьбой. Хотите узнать, с какой? (ответы детей) Давайте откроем наш почтовый ящик. (Воспитатель открывает ноутбук и читает письмо: «Ребята, на Луне, где я родился, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, но нигде не нашел. Помогите мне найти, где же прячется этот таинственный воздух, какой он и для чего он нужен? Ваш друг Лунтик») Ведущий: Вот с какой просьбой обратился к нам Лунтик. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить? Дети: Какой бывает воздух? Зачем он нужен? Где он прячется? Ведущий: Где лучше всего искать ответы на эти вопросы? (ответы детей) правильно, в нашей лаборатории. Я приглашаю вас в лабораторию (воспитатель и дети проходят в лабораторию одевают шапочки). Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники. Я буду главным научным сотрудником, который руководит работой. Ведущий: Коллеги, у вас есть предположения о том, какой бывает воздух, где он прячется, зачем он нужен? (на мольберт выставляются карточки-схемы с предположительными ответами на три вопроса). Ведущий: Чтобы проверить наши предположения, что нужно сделать? (ответы детей) Ведущий: Хочу напомнить, что в лаборатории надо соблюдать тишину, не перебивать друг, друга. Научный сотрудник должен быть внимательным, аккуратным, спокойным. Правила безопасности: выполнять работу только после моего объяснения, брать предметы со стола только с моего разрешения и только те, которые я назову. Ведущий: Перед вами, коллеги, стоит задача, с помощью опытов, как можно больше узнать о воздухе. Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено? Дети: (глаз, руки, нос, гиря) - Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? Как можно увидеть воздух? Эксперимент №1 «Как поймать воздух?» Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, воздух не имеет цвета, он прозрачный. Ведущий: Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Дети: Как почувствовать воздух? Эксперимент №2 «Чувствуем воздух» Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок). А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха). Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его. - Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: как можно почувствовать воздух? (Да) - При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки). Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Эксперимент № 3 - Как вы думаете, чем пахнет воздух? Понюхайте! (Ничем не пахнет). Какой можно сделать вывод? Есть ли запах у воздуха? (Нет). Я предлагаю вам поиграть в игру «Узнай по воздуху». Закрывайте глаза и не подглядывайте! (Воспитатель дает понюхать, разложенные на блюдца дольки чеснока, апельсина, комочки ваты, пропитанные духами. Дети нюхают. Воспитатель убирает блюдца, оставляя только блюдце с апельсином). — Скажите, какой запах вы почувствовали? (Чеснока, апельсина, духов). — Что сейчас можно сказать, имеет ли запах воздух? (Да, пахнет апельсином). Но ведь, пока я не принесла апельсин и чеснок, воздух ничем не пах? Вывод: так все-таки, есть запах у воздуха или нет? — Воздух, конечно, не имеет запаха, но приобретает его. Приобретает запах того продукта или вещества, которым пользовались. Ведущий: Коллеги, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух? Кто как думаете? Давайте проверим? Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес?» (вариант 1) На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода. Ведущий: Итак, коллеги, мы сегодня провели много экспериментов с воздухом, я предлагаю вам работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:
- вторая пара — как почувствовать воздух? - третья пара – как воздух переносит запах? - четвертая пара – имеет ли воздух вес? Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка. А теперь вспомните все, что мы сегодня узнали о воздухе и опираясь на модели, расскажите о нем (воздух прозрачный, невидимый., воздух не имеет запаха, воздух есть везде, он вокруг нас, воздух легкий.) Ведущий: Ребята эту модель воздуха я предлагаю отправить Лунтику, чтобы он тоже узнал, что такое воздух. Я думаю, Лунтик будет рад, что мы ответили на его вопросы. (Отправляет при детях составленное вместе письмо). Ведущий: Наша работа в лаборатории закончена. А сейчас, я прошу поднять зеленый кружок тех, кому легко было справляться с заданиями, кому работать было интересно, а красный кружок поднимут те, кто испытывал затруднения, кто делал опыты только потому, что их делали все. Ведущий: А мне тоже было легко и интересно заниматься с вами, и я хочу поднять зеленый кружок. Ведущий: Сегодня мы открыли лишь некоторые тайны воздуха, но на этом наши исследования воздуха не заканчиваются. Я уверена, что мы найдем еще много разгадок. А дома, с родителями, можете нарисовать любой предмет, для работы которого люди используют воздух. За вашу работу я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
|