Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по формированию познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»
Познание
Автор: Хайруллина Алсу Рафкатевна   
15.02.2022 21:47

Конспект занятия по формированию познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»Конспект занятия по формированию познавательно-исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей №91 «Журавушка» города Набережные челны Республики Татарстан

Подготовила: педагог-психолог Хайруллина А.Р. Набережные Челны 2022

Цель: формирование у детей предпосылок поисковой деятельности;

задачи:

  • ознакомление детей с природным явлением — вулканом, внутренним его строением, причиной извержения
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией (вулкан, лава, кратер и др.)
  • развитие умения формулировать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения
  • развитие познавательной активности, интеллектуальной инициативы, аккуратности

Материалы: карточки- обозначения возможных источников добычи информации, книги, энциклопедии, лоток с мокрым песком, 1 чайная ложка моющего средства для посуды, 1 чайная ложка соды, 5-10 капель красного красителя, одна чайная ложка уксуса, пластиковый пузырек.

Предварительная работа:

  1. Изготовление карточек – обозначений возможных источников добычи информации;
  2. Изучение познавательной литературы, чтение энциклопедий;

3)подготовка пересказа ребенком легенды «О боге по имени Вулкан»

Совместная работа с родителями:

  1. опрос родителей по данной теме;
  2. поиск и нахождение интересующей информации в справочниках, интернете;
  3. помощь родителей в подборе материала для изготовления макета вулкана

Словарная работа: вулкан, лава, извержение, пепел, потухшие, действующие вулканы, кратер, земная кора, гейзер.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

П: Ребята, сегодня утром к нам пришло очень интересное письмо, вот послушайте:

«Добрый день, дорогие ребята!

Пишет Вам Любознательная ворона. Живу я в лесу Боровецком. Везде летаю, много знаю. Есть у меня в лесу подружки, птицы разные перелетные. Слышала я от них краем уха, что где-то далеко есть такие горы, которые огонь извергают, да только я думаю, они что-то путают, видела разные горы, да не из одной из них огненного пламя видно не было. Пожалуйста, узнайте, существуют ли на самом деле такие горы или нет, и как они называются, да мне напишите. С нетерпением буду ждать.

П: Ребята, как вы думаете, о чем идет речь в этом письме?

Где с горы летит огонь,
И дымит со всех сторон,
Там опасный хулиган,
Вновь проснувшийся… (Вулкан)

Правильно, об удивительном и в тоже время устрашающем явлении природы – о ВУЛКАНЕ. На прошлом занятии мы с вами придумали много способов добычи информации и даже изготовили карточки- обозначения, с помощью которых вы могли еще больше узнать о вулканах. Вот послушайте, какую легенду узнала Вика из детской энциклопедии о чудесах природы. Пересказ легенды ребенком:

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

«Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами».

П: И сейчас на Земле есть вулканы. Они бывают трех видов: потухшие, спящие – которые могут в любой момент взорваться огненной лавой, и действующие – постоянно извергающие фонтаны горящей лавы. Раскаленная горная порода находит самое слабое место в земной коре. Давление там все нарастает и нарастает. И наконец она прорывается в виде вулкана.

(дети садятся на стульчики)

П: сейчас я предлагаю рассмотреть картинки с изображением вулканов в энциклопедиях, которые вы принесли и каждый по очереди расскажет о том, что вы про них узнали.

П: молодцы! Вы очень хорошо подготовились! Давайте еще раз уточним: на какую фигуру похож вулкан? (конус). Правильно, а что мы увидим, если посмотрим на вулкан сверху? (большую яму, чашу). Эта большая яма называется кратером. У нее очень крутые склоны и по ним растекается раскаленная огненная жидкость, а называется она лавой. Лава поднимается из глубин вулкана брызгами и растекается по склонам.

Физминутка

Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть»

П: А сейчас я предлагаю вам попробовать изготовить макет вулкана из песка, а если вы будете внимательно меня слушать, то возможно мы сможем с вами даже увидеть как происходит его извержение.

Сначала мы строем гору из мокрого песка, оставив посередине небольшой пластиковый пузырек. Как вы думаете, что это будет? (это жерло вулкана – дыра, уходящая глубоко в землю). А как вы думаете, откуда поднимается огненная лава? (по жерлу вулкана и выплескивается из кратера). А теперь я прошу вас отойти подальше, т.к. я сейчас приступаю к приготовлению лавы, а она, как нам известно, очень опасна (1 чайная ложка моющего средства для посуды, 1 чайная ложка соды и 5-10 капель красного красителя и самое опасное из всех этих жидкостей- одну чайную ложку уксуса). Его можно наливать только взрослым, так как он, при неосторожном обращении, может нанести вред здоровью человека.

П: Итак, я заливаю уксус и мы с вами наблюдаем «извержение» вулкана. Что мы видим? Из вулкана вытекает лава, примерно также происходит и в природе, но гораздо- гораздо мощнее и страшнее. Кто из вас помнит, на сколько огненная лава горяча? (вулканическая лава в 10 раз горячее, чем кипящий чайник). А какие по величине камни вылетают из кратера? (Вулканы очень мощные. Самые большие из них могут выбрасывать обломки горных пород величиной с дом).

А как вы думаете, почему люди не строят свои дома у подножья действующих вулканов? (это очень опасно для жизни)

П: На этом наше исследование на сегодня подошло к концу. Что нового для себя вы узнали? (ответы детей). Я думаю, мы достаточно информации добыли о вулканах для того, чтобы ответить на все вопросы Любознательной Вороны. На следующем занятии мы расскажем ей в письме обо всем, что знаем о вулканах. Надеюсь ей понравиться.

Используемая литература:

  • "Опытно-экспериментальная деятельность в доу. Конспекты занятий в разных возрастных группах". сост. Н. В. Нищева. — Спб.,"Детство-Пресс", 2013, 320 с.
  • Детская энциклопедия. Вулканы М. «Махаон» 2006
  • Т. В. Сидорина. Большая книга эрудита. М. «Росмен» 2006
  • Энциклопедия школьника. Под редакцией С. К. Шойгу. Чрезвычайные ситуации. М. 2006
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год