Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности со снегом с детьми 5 – 7 лет.
Познание
Автор: Романишина Галина Анатольевна   
18.02.2022 08:09

Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности со снегом с детьми 5 – 7 лет.Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности со снегом с детьми 5 – 7 лет.

Воспитатель высшей категории МДОУ ЦРР д/сад «Классика» Романишина Г.А.

Зима — время открытий, опытов и экспериментов. Как обратить внимание дошкольников на сезонные изменения в природе? Как объяснить, откуда появляется снег, метель, иней? Почему не все деревья сбрасывают листья? Как адаптируются к морозам звери и птицы? Проведите цикл познавательных занятий и экспериментов, но не обычных, а со сказочными персонажами и зимними чудесами, которые дети сделают сами из подручных средств.

 

Один из принципов дошкольного образования – формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах познавательной деятельности. Познавательное развитие предполагает: *развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; *формирование познавательных действий, становление сознания; *Развитие воображений и творческой активности; *формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях в частности о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы.

Организация экспериментальной детской деятельности ребёнка, обеспечивающей его развития возможна при выполнении двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, включиться в реальный фактически осуществляемый ребёнком эксперимент. Опыт всегда должен строиться на основе имеющих представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Воспитатели организуют с детьми познавательно – исследовательскую деятельность с учётом их возрасту и индивидуальных особенностей. Дошкольникам должны быть ясны его задачи и цели. Важно, чтобы в постановки и проведения опыта дети были активными участниками. Чтобы увлечь детей объектом исследования важно использовать сказочных персонажей (Снежная Королева, Волшебная Снежинка, Снежное облако и т. д.). На занятии важно использовать все виды деятельности: коммуникативную, игровую, двигательную, познавательно – исследовательскую, восприятие художественной литературы, изобразительную, конструирование. Изучение каждой темы планируется по алгоритму: *ставят перед дошкольниками проблему; *формулируют с детьми тему для изучения в процессе совместного обучения; *организуют продуктивную или познавательно — исследовательскую деятельность.

Чтобы раскрыть тему занятий или исследовательскую деятельность можно использовать наглядно-иллюстрированный (картинки, стихи) и демонстрационные (глобус, детский микроскоп) материалы. Вопросы, загадки, дидактические карточки, помогают определить, насколько успешно воспитанники усвоили тему. В заключении опыта в ходе совместного обсуждения, надо подводить детей к заключительным, обоснованным выводам. После занятия или эксперимента можно с детьми конструировать снежинки из палочек, веточек, или сделать снежные картины при помощи аппликации или из кристалликов соли и клея. Так же можно предложить домашнее задание, которое дети выполняют вместе с родителями, изготавливают снежинки, снежки, сказочных героев, из любого материала. Что даёт возможность организовать выставку совместных поделок.

Картотека опытов с детьми 5 – 7 лет.

Опыт № 1 Тема «Откуда берётся иней» Материал: термос с горячей водой, тарелка. Содержание: На прогулку воспитатель выносить термос с горячей водой. Открыв его, дети видят пар. Над паром поддержать холодную тарелку. Дети замечают, что пар превращается в капельки льда, а затем на них образовывается иней.

Опыт № 2 Тема «Определения прозрачности льда и снега» Материал: снег, лёд цветные картинки. Содержание: Предложить детям положить снег и лёд на цветные картинки. Сравнить и определить где картинку видно, а где нет. Затем делают вывод: подо льдом картинку видно, а под снегом нет. Лёд прозрачный, а снег белый и не прозрачный.

Опыт № 3 Тема «Имеет снег, лёд форму» Материал: формочки с водой, снег, лёд. Содержание: Предложить детям разложить снег и лёд в формочки с водой. Наблюдая, как тает снег и лёд, отмечают, что снег тает быстрее, чем лёд. Снег и лёд превращаются в воду. Делают вывод, что снег и лёд это замёршая вода, и не имеют формы.

Опыт № 4 Тема «Что быстрее тает?» Материал: прозрачные стаканы, снег, лёд. Содержание: Предложить детям разложить в стаканы рыхлый снег, комок снега и лёд. В ходе наблюдения определить, что растает первым и последним. Почему?

Опыт № 5 Тема «Почему снег лёгкий?» Материал: лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. Содержание: Понаблюдать с детьми как кружится и падает снег. Предложить сгрести снег в кучу, а затем перенести его в ведёрках для постройки горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом лёгкие. Сравнивают когда носили песок, он был тяжёлый. В чём дело? Предложить детям рассмотреть хлопья снега через лупу. При рассматривании отмечают, что отдельные снежинки сцепленные вместе, между снежинками воздух. Поэтому снег пушистый, лёгкий и его легко носить.

Опыт № 6 Тема «Защитные свойства снега. Нужен ли растениям снег?». Материал: три бутылки с водой. Содержание: Объяснить защитные свойства снега, и для чего он нужен растениям. Провести с детьми эксперимент: первую бутылку оставить на снегу, две бутылки зарыть в снег на разную глубину. В конце прогулки рассмотреть бутылки и определить почему в лежащей на снегу бутылки вода замёрзла, покрылась коркой льда в середине, и не замёрзла на дне сугроба. Дети делают вывод, что под снегом растениям тепло.

Опыт № 7 Тема «Можно ли пить талую воду?» Материал: две прозрачные тарелки, вода, снег. Содержание: Предложить детям в одну тарелку положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того как снег растает, рассмотреть с детьми воду в тарелках. Отметить, что в талой воде много мусора. Дети делают вывод, что снег это грязная талая вода. Её нельзя пить, но можно поливать растения, а так же её можно давать животным.

Опыт № 8 Тема «Свойства льда» Материал: кубики льда, соль. Содержание: Предложить детям взять два кубика льда. На один кубик посыпать соль. Посмотрите, что происходит? Сделайте вывод. Вывод. Солёный лёд начинает таять быстрее. Если на улице мороз и лёд не тает его надо посыпать солью.

Используемая литература:

Н.Е. Вераксы «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 5 – 7 лет.

О. А. Соломенников ФГОС «Ознакомление с природой в детском саду»

Н. Е. Зинченко «Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год