Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности со снегом с детьми 5 – 7 лет. |
Познание | |||
Автор: Романишина Галина Анатольевна | |||
18.02.2022 08:09 | |||
Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности со снегом с детьми 5 – 7 лет. Воспитатель высшей категории МДОУ ЦРР д/сад «Классика» Романишина Г.А. Зима — время открытий, опытов и экспериментов. Как обратить внимание дошкольников на сезонные изменения в природе? Как объяснить, откуда появляется снег, метель, иней? Почему не все деревья сбрасывают листья? Как адаптируются к морозам звери и птицы? Проведите цикл познавательных занятий и экспериментов, но не обычных, а со сказочными персонажами и зимними чудесами, которые дети сделают сами из подручных средств.
Один из принципов дошкольного образования – формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах познавательной деятельности. Познавательное развитие предполагает: *развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; *формирование познавательных действий, становление сознания; *Развитие воображений и творческой активности; *формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях в частности о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы. Организация экспериментальной детской деятельности ребёнка, обеспечивающей его развития возможна при выполнении двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, включиться в реальный фактически осуществляемый ребёнком эксперимент. Опыт всегда должен строиться на основе имеющих представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Воспитатели организуют с детьми познавательно – исследовательскую деятельность с учётом их возрасту и индивидуальных особенностей. Дошкольникам должны быть ясны его задачи и цели. Важно, чтобы в постановки и проведения опыта дети были активными участниками. Чтобы увлечь детей объектом исследования важно использовать сказочных персонажей (Снежная Королева, Волшебная Снежинка, Снежное облако и т. д.). На занятии важно использовать все виды деятельности: коммуникативную, игровую, двигательную, познавательно – исследовательскую, восприятие художественной литературы, изобразительную, конструирование. Изучение каждой темы планируется по алгоритму: *ставят перед дошкольниками проблему; *формулируют с детьми тему для изучения в процессе совместного обучения; *организуют продуктивную или познавательно — исследовательскую деятельность. Чтобы раскрыть тему занятий или исследовательскую деятельность можно использовать наглядно-иллюстрированный (картинки, стихи) и демонстрационные (глобус, детский микроскоп) материалы. Вопросы, загадки, дидактические карточки, помогают определить, насколько успешно воспитанники усвоили тему. В заключении опыта в ходе совместного обсуждения, надо подводить детей к заключительным, обоснованным выводам. После занятия или эксперимента можно с детьми конструировать снежинки из палочек, веточек, или сделать снежные картины при помощи аппликации или из кристалликов соли и клея. Так же можно предложить домашнее задание, которое дети выполняют вместе с родителями, изготавливают снежинки, снежки, сказочных героев, из любого материала. Что даёт возможность организовать выставку совместных поделок. Картотека опытов с детьми 5 – 7 лет. Опыт № 1 Тема «Откуда берётся иней» Материал: термос с горячей водой, тарелка. Содержание: На прогулку воспитатель выносить термос с горячей водой. Открыв его, дети видят пар. Над паром поддержать холодную тарелку. Дети замечают, что пар превращается в капельки льда, а затем на них образовывается иней. Опыт № 2 Тема «Определения прозрачности льда и снега» Материал: снег, лёд цветные картинки. Содержание: Предложить детям положить снег и лёд на цветные картинки. Сравнить и определить где картинку видно, а где нет. Затем делают вывод: подо льдом картинку видно, а под снегом нет. Лёд прозрачный, а снег белый и не прозрачный. Опыт № 3 Тема «Имеет снег, лёд форму» Материал: формочки с водой, снег, лёд. Содержание: Предложить детям разложить снег и лёд в формочки с водой. Наблюдая, как тает снег и лёд, отмечают, что снег тает быстрее, чем лёд. Снег и лёд превращаются в воду. Делают вывод, что снег и лёд это замёршая вода, и не имеют формы. Опыт № 4 Тема «Что быстрее тает?» Материал: прозрачные стаканы, снег, лёд. Содержание: Предложить детям разложить в стаканы рыхлый снег, комок снега и лёд. В ходе наблюдения определить, что растает первым и последним. Почему? Опыт № 5 Тема «Почему снег лёгкий?» Материал: лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. Содержание: Понаблюдать с детьми как кружится и падает снег. Предложить сгрести снег в кучу, а затем перенести его в ведёрках для постройки горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом лёгкие. Сравнивают когда носили песок, он был тяжёлый. В чём дело? Предложить детям рассмотреть хлопья снега через лупу. При рассматривании отмечают, что отдельные снежинки сцепленные вместе, между снежинками воздух. Поэтому снег пушистый, лёгкий и его легко носить. Опыт № 6 Тема «Защитные свойства снега. Нужен ли растениям снег?». Материал: три бутылки с водой. Содержание: Объяснить защитные свойства снега, и для чего он нужен растениям. Провести с детьми эксперимент: первую бутылку оставить на снегу, две бутылки зарыть в снег на разную глубину. В конце прогулки рассмотреть бутылки и определить почему в лежащей на снегу бутылки вода замёрзла, покрылась коркой льда в середине, и не замёрзла на дне сугроба. Дети делают вывод, что под снегом растениям тепло. Опыт № 7 Тема «Можно ли пить талую воду?» Материал: две прозрачные тарелки, вода, снег. Содержание: Предложить детям в одну тарелку положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того как снег растает, рассмотреть с детьми воду в тарелках. Отметить, что в талой воде много мусора. Дети делают вывод, что снег это грязная талая вода. Её нельзя пить, но можно поливать растения, а так же её можно давать животным. Опыт № 8 Тема «Свойства льда» Материал: кубики льда, соль. Содержание: Предложить детям взять два кубика льда. На один кубик посыпать соль. Посмотрите, что происходит? Сделайте вывод. Вывод. Солёный лёд начинает таять быстрее. Если на улице мороз и лёд не тает его надо посыпать солью. Используемая литература: Н.Е. Вераксы «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 5 – 7 лет. О. А. Соломенников ФГОС «Ознакомление с природой в детском саду» Н. Е. Зинченко «Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет.
|