Исследовательское поведение детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности. |
Познание | |||
Автор: Прохорова Юлия Евгеньевна | |||
29.01.2022 20:40 | |||
Исследовательское поведение детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Постоянно меняющиеся условия действительности побуждают пересматривать роль и значение в жизни человека способностей к исследовательскому поведению. Однако исследовательский потенциал многих людей остается не реализованным, поскольку не получает своевременного развития в дошкольном возрасте. Поэтому актуальным является подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. Это важно и в связи с тем, что универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. В современной образовательной практике значение самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Педагоги стремятся научить дошкольника тому, что считают главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуют развитию детской любознательности.
Исследовательское поведение — это универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая все другие виды деятельности. Оно выполняет важнейшие функции в развитии познавательных процессов всех уровней, в научении, в приобретении социального опыта и развитие личности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями как интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь. Эффективным средством развития исследовательского поведения ребенка являются разнообразные виды продуктивной деятельности, а именно: рисование, лепка, аппликация, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Они дарят детям радость познания, творчества, поиска. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Проблема исследовательского поведения отражена в трудах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, В. С. Ротенберга, А. И. Савенкова, С. М. Бондаренко, Т. М. Землянухиной, А. З. Зака и другие. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность — умственная деятельность ученого, делающего великое открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования — наблюдая-ставя эксперимент, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде. Исследовательское поведение характерно для всех живых существ и, чем выше уровень психической организации, тем выше уровень развития поисковой активности. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Именно исследовательское поведение создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Исследовательское поведение является врожденным и безусловным. Но потребность в поиске у различных субъектов развита в разной степени. Это связано с тем, что при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию этой потребности, а окончательно она формируется лишь в процессе индивидуального развития и социального общения. Эффективным средством развития исследовательского поведения ребенка являются разнообразные виды продуктивной деятельности, а именно: рисование, лепка, аппликация, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Они дарят детям радость познания, творчества, поиска. Для ребенка продуктивная деятельность — это вид поисковой активности, один из способов реализации исследовательского поведения. Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенку вовсе не знакомо высокое понимание того, что линия одним свойством своего построения может выражать движения мысли или волнения души.
|