Эссе на тему: «Экспериментирование – как эффективный метод познания окружающего» |
Познание | |||
Автор: Панюшова Елена Сергеевна | |||
15.01.2022 18:59 | |||
Эссе на тему: «Экспериментирование – как эффективный метод познания окружающего» В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт». Он является наиболее развивающим, соответствует особенностям психического и физического развития ребенка. Наряду с игрой экспериментирование является ведущим видом детской деятельности. Это признают ведущие психологи и педагоги, такие как Н,Н. Подьяков, М.В. Кларин. В основе любого знания ребенка об окружающем мире лежит исследовательское поведение, с помощью которого ребенок быстро и легко осваивает этот мир. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Вся деятельность детей, будь то простое нанизывание колец пирамиды или рисование разными материалами, сочинение слов или конструирование является экспериментированием. Только непосредственно действуя, рассматривая, изучая предметы и явления с помощью разных анализаторов, ребенок понимает суть и взаимосвязь происходящих вокруг него событий. Разнообразный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Задача окружающих ребенка взрослых – помочь ему в этом. Роль воспитателя заключается в создании условий, способствующих формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Для этого в своей группе уголок экспериментирования пополнять новыми необходимыми материалами, играми и пособиями что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердится в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. Так же для успешной работы подбирать иллюстрации для рассматривания с детьми по темам, художественная и педагогическая литература; изготовить картотеки
В детском саду создаются специальные условия для проведения с детьми опытов и экспериментов (детская лаборатория, центры поисково- исследовательской деятельности). Дети наблюдают за явлениями и объектами живой природы, знакомятся с предметами и явлениями неживой природы, изучают свойства материалов природного мира. Но ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного взаимодействия с семьей, взаимопонимания между родителями и педагогами. Для родителей необходимо готовить информацию и консультации по теме. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая и классификации и обобщения. Необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностями. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Эксперименты классифицируются по разным принципам.
Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника. Роль педагога в экспериментировании — как эффективного метода познания окружающего является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Необходимо познакомиться с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывания и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Педагог постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволив им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений. Заключительным этапом эксперимента является подведения итогов и формулирования выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:
При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определенные правила:
Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
Организуя работу с детьми по проведению опытов и экспериментов, преследуют цели:
При организации работы по экспериментированию используются различные формы:
Эксперименты бывают мысленными и реальными. В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и может яснее увидеть результаты этих действий. Примером мысленного эксперимента может служить игровой макет. Например: игровой макет «На морском дне» цель обогащения знаний о морских жителях, их образе жизни и условиях обитания. Поскольку, непосредственно изучить этот объект мы не можем, можно отправиться в виртуальное путешествие по морскому дну: читать книги, рассматривать иллюстрации. Свои впечатления дети могут отражать в рисунках, создать альбом «Морское царство». Разработать дидактические игры «Угадай по описанию», «Сколько ракушек на дне». Дети с большим удовольствием будут, играют с макетом, рассказывать новые факты о морских обитателях, задавать вопросы.
Эксперименты с реальными объектами. Это, конечно, самые интересные эксперименты, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Эксперименты с водой «Определяем плавучесть предметов» Предложить детям собрать по десять обычных предметов (яблоко, болтик, деревянный брусок, пластиковый конструктор т.д.) Сначала выстраиваем гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие тонуть, затем эти гипотезы постепенно проверять. «Как вода исчезает». Берутся разными предметами: губка, газета, полотенце, полиэтилен, кусочек дерева, кусочки разной ткани. Потом аккуратно, чайной ложкой поливаем эти предметы. Выявляем, какие предметы впитывают воду, какие нет? Какие предметы лучше впитывают. «Вода может быть твердой. Лед тает, превращаясь в воду» Замораживаем воду в ячейках из-под конфет. Получаются льдинки разной формы. А если добавить в воду немного краски, то и разного цвета. Вода принимает форму того предмета, в который помещена. Когда помещаешь такую льдинку в емкость с водой, то было видно, как тонкие цветные струйки отделяются от льдинки и закручиваются причудливым образом, делая кусочек льда все меньше и меньше. Опыты с воздухом. «Как увидеть и услышать воздух» С помощью соломки перемещаем предметы, выдуваем воздух в чашку с водой, видим пузыри. Дуем через соломинку в бутылочку с мелкой крошкой – заставляем ее подниматься со дна. Мыльные пузыри. Живой интерес у детей вызвали опыты с мыльными пузырями. Берем блюдца с водой, подлили немного моющего средства и с помощью соломинки выдуваем мыльные пузыри. Сначала по одному, а потом объединиться в пары. Очень любопытно, интересно и увлекательно. При чем, если на блюдце положить какую–нибудь мелкую игрушку и выдуть пузырь, получается статуэтка под куполом. Эксперименты с природным материалом. Здесь огромное поле для экспериментирования. Привычные предметы (шишки, листья, овощи т.д.) обретают новую форму и содержание. Эксперименты с различными материалами, в том числе бросовым материалом (бумага, ткань, бусинки, кусочки фольги, разного рода коробочки, бутылочки). Изучая свойства бумаги, различные приемы ее использования можно создать мини-музей бумажных поделок «Чудеса из бумаги». В ходе создания поделок дети экспериментировали с различными ее видами. К новому году оформили выставку «Зимняя сказка». Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности. Проведения экспериментов практиковать можно и во время наблюдений на прогулках:
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворять потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира. Эксперименты позволяют объединять все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление опознанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. И хочется закончить свой семинар китайским изречением: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! Работа с живым объектом
Работа с детьми
б) Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; в) Иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибки, вероятность совершения которой велика; г) Действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки; д) Действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка; е) Действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. 5. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению. 6. Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка. Поэтому, предъявляя определенные требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некоторых разумных пределов. Работа должна строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, что гасит неадекватные реакции детей. 7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!» т.п. Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности и обычно проводится в форме игры. По данной команде все дети на 2-3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Чтобы рефлекс не угасал, педагог периодически отдает такие команды в самое неожиданное время для детей время. Такой рефлекс может оказаться полезным не только при экспериментировании, но и во многих других жизненных ситуациях. Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует именно для экстремальных ситуаций. Если педагог будет использовать его как обычное дисциплинарное воздействие, рефлекс угаснет и в критический момент окажется бесполезным. 8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельностью детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами; такое возможно лишь в том случае, если педагог свободно владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта. 9. На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают и боятся совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности. Безусловно, приведенный перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения несчастных случаев, у педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору оптимального варианта нормализации обстановки.
|