«Финансовое просвещение дошкольников» |
Познание | |||
Автор: Огнева Оксана Николаевна | |||
16.01.2022 14:21 | |||
«Финансовое просвещение дошкольников» Актуальной и не однозначной темой в детских садах, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Одно из новых направлений в дошкольной педагогике-это финансовое просвещение детей. Даже дошкольник связан с миром экономике на занятиях по познанию окружающего мира ребята получают элементарные знания о труде взрослых, о том, что необходимо учиться, чтобы освоить какую-то профессию, уважать людей разных профессий и ценить труд любого человека. В дошкольном возрасте есть определённый период, когда ребёнка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребёнка -это старший дошкольный возраст. Дети в этом возрасте чувствуют себя уже взрослыми, по сравнению с другими группами. К 5-6 годам возникает произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возраста, действия ребёнка становятся осознанными. Понимая своё поведение, дошкольник умеет строить его в зависимости от сложившийся социальной ситуации и действовать осознанно и произвольно. Это определяющая характеристика для приобщения его к экономике. В процессе нравственно-трудового воспитания дети начинают понимать смысл таких экономических значимых качеств (бережливость, экономичность, рациональность, трудолюбие). Ведь труд-один из важных видов человеческой деятельности, обеспечивающий не только личностное развитие, но и непосредственно влияющий на успешность адаптации человека в обществе. Им ближе и понятен труд взрослых, они глубже осознают цену всего того, что создано трудом людей. Таким образом, ребёнок с помощью взрослого имеет возможность приобретать первые экономические знания из непосредственного источника-трудовой практики, на деле проверяя и оценивая их. Но о доходах и расходах семьи, о том, что люди за свой труд получают заработную плату и что представляют собой деньги. А как правильно их расходовать, что бы оставалось на какие не очень нужные вещи. Об этом детям в основном не рассказывают. А на самом деле ведь намного раньше финансовая сторона жизни затрагивается в сюжетно-ролевых играх (магазин, кафе, парикмахерская). Где дети с большим удовольствием играют. И им это действительно интересно. И, я считаю, важно знакомить детей с различными экономическими понятиями. Конечно это все должно быть на доступном уровне. Я рекомендую интерактивное пособие, созданное своими руками-лэпбук. Он очень нравится детям. Это интересно, необычно, мобильно всегда под рукой и можно самостоятельно играть. А главное он в игровой форме затрагивает важные моменты финансового просвещения детей. Его можно использовать не только на занятиях, но и индивидуально и самостоятельно дети им пользуются. Информационное наполнение лэпбука. Игра «Дороже-дешевле» и «Надо-хочу», дети распределяют картинки по вагончикам паровозика. Цель: формирование у дошкольников знаний о видах товаров, их классификации; развитие наблюдательности; Научение использовать жизненные опыт в анализе стоимости товаров. Игра: «Хочу и надо» Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Игра: «Перепутал художник» Цель: Обогащать и закреплять знания детей о профессиях; развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность. Игра «Семейный бюджет» Цель: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. Дети самостоятельно выбирают игру в данном лэпбуке, распределяют роли, договариваются, что не мало важно и выполняют задания. Мы проводили с детьми ярмарку, где в первую очередь, дети делали поделки из подручных материалов. Далее организовали ярмарку-продажу собственных изделий и на заработанные своим трудом средства дети смогли потратить на своё усмотрение. Большая работа была проведена с детьми и родителями по рекламному блоку. Сначала мы с детьми в группе разбирали разные виды рекламы, практически пробовали делать буклеты, рекламировать. Потом дети совместно с родителями делали рекламные ролики, плакаты, буклеты дома. Это очень интересный и поучительный опыт по финансовому просвещению. Проведение ситуативной игры Магазин», во время которой дети покупают товары и услуги, устанавливают на них цены, пользуются «деньгами» для продажи. Они в игровой форме изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. При этом дошкольники учатся основным экономическим понятиям, и следующая задача применить свои знания на практике. И это уже работа с родителями. Ранее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработке стратегий в индивидуальном порядке и в консолидированном виде для экономического региона в целом.
|