ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ В ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. |
Познание | |||
Автор: Бексаева Лариса Александровна | |||
22.01.2022 16:02 | |||
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ В ФОРМИРОВАНИИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ. Бексаева Лариса Александровна МБДОУ д/сад №235, г. Ульяновск «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятияи переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». В.А. Сухомлинский Окружающий мир — предметы ежедневного обихода, игрушки, картины, люди, животные, природа – дают обильный материал, который должен быть использован для расширения мира детских восприятий и развития их словаря. В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях. Знакомство детей с социальной действительностью является основой воспитания у детей чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры. (Жуковская Р.И., Козлова С.А., Виноградова Н.Ф. и др.) Если мы хотим вырастить человека – созидателя, то в основе детского отношения к миру должны лежать забота, доброта, гуманность и сострадание. Ребенок пронесет это отношение через всю свою жизнь, а приобретаемые, в последующем, знания будут накладываться на это отношение.
«Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества», — писал В.А. Сухомлинский. Окружающий мир содержит все, что необходимо, для конкретизации детских представлений и воспитания чувств. В старшем дошкольном возрасте решение этой задачи осуществляется и в повседневной жизни, но главная нагрузка по овладению знаниями возлагается на увлекательную игровую и проблемно-познавательную деятельность, направленную на решение актуальных, интересных детям задач. В нашем ДОУ №235 разработана система по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста. Данная система работы основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, и направлена на:
Тематика образовательной деятельности распределена по следующим группам: природные явления и объекты, социальные объекты, бытовое окружение (наша Родина, наш город, семья, библиотека, школа), предметное окружение (транспорт, одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, продукты питания), социокультурные нормы, традиции и праздники. Значительное место в структуре образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью отводится краеведению. Любой край, область, и даже небольшой поселок неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Краеведческий материал является основой понимания детьми своеобразия природных и культурных особенностей своего региона и особенностей других регионов. Любовь к своей малой Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Краеведение учит гордиться достижениями своих земляков, дает возможность воспитывать у детей интерес к истории родного города. Наш город Симбирск – Ульяновск основан в 1648 году. «Жил да был давным — давно воевода Богдан Хитрово. Однажды приказал ему царь Алексей построить на реке Волге крепость для защиты русских границ. Построил Богдан Хитрово на высокой горе новый град и назвал его Синбирском». Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Береза под окном, снегири на ветке, ромашки на лугу — все это с детства знакомые картины природы родного края. При знакомстве детей с природой, воспитатель должен сообщить им не только конкретные знания, но и вызвать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробудить эстетические чувства. И в этом нам помогают разные виды искусства: живопись, музыка, поэзия. Стихи русских поэтов, картины русских художников и музыка способствуют более эмоциональному восприятию родной природы. Таким образом, познавательное развитие создаёт условия для эстетического и патриотического воспитания детей. «Стройную рябину вижу во дворе, Изумруд на ветках утром на заре. Много ягод красных, Спелых и прекрасных Гроздьями висят, Их красив наряд. Собери на нитку ягод — для души, Из рябины бусы очень хороши! (Светлана Шишкина) «Посмотрите, какие у рябины необычные, красивые листья», — говорит воспитатель, — они состоят из мелких листочков, которые расположены попарно, как будто держатся за руки. Лист рябины можно сравнить с группой детей, впереди воспитатель, а сзади идущие парами дети. Словно девица – красавица, стоит в осеннем лесу рябина, накинула на плечи шаль расшитую резными золотисто – красными листьями, надела ожерелье из алых ягод». Образовательная деятельность строится на основе интеграции образовательных областей и включают в себя: использование произведений соответствующей художественной литературы и устного народного творчества, рассматривание картин и иллюстраций, фотографий, слайдов, игры «Путешествие в прошлое» (предмет в истории, человек в истории), дидактические игры, специально подобранные музыкальные произведения, рассказы воспитателя, динамические паузы, кроссворды. Большая часть занятий реализуется на основе игровых технологий, которые дают возможность вовлечь в процесс познания, придают учебной задаче конкретный актуальный смысл, предусматривают практическую деятельность детей. Чем больше ребёнок накапливает представлений о природе, тем богаче, ярче становится его речь, воображение, без которого немыслима творческая деятельность. Ознакомление дошкольников с окружающим – первые шаги в познании родного края, родной природы, развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине. Литература:
|