План-конспект открытого занятия «Заповедники и особо охраняемые природные территории»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества Заводского района» г. Кемерово
Образовательная деятельность: экология Возраст детей: 8-11 лет Ф.И. О. педагога: Галкина Лариса Владимировна
Отдел: гражданско-патриотического воспитания и профоринтационной работы
Дата проведения: 10. 06. 2021 Кемерово, 2021.
Цель: знакомство учащихся с ООПТ, в частности на этом фрагменте занятия были рассмотрены отдельные (заповедники, заказники, национальные парки) природные территории Кемеровской области.
Оборудование: иллюстрации с изображением редких растений и животных, Красная книга, значки с изображением заповедника и ООПТ, различные элементы, игрушки для построения заповедника.
Задачи:
Образовательные:
- рассказать об основном заповеднике Кузбасса
- познакомить детей с такими понятиями как «заповедник», «заповедная зона», «Красная книга»
- показать с помощью средств технического обеспечения редких животных, птиц и растения, представленных на ООПТ.
Развивающие:
- развить воображение в процессе выполнения замысла по созданию макета ООПТ
- развить активную позицию ребенка, коммуникативные навыки, умения работать в команде
- развить творческие способности, воображение, творчество.
Воспитательные:
- вызвать заинтересованность учащихся в природоохранной сфере, доказать необходимость существования заповедников
- дать возможность ребятам самим высказаться по поводу необходимости природоохранных зон, укрепляя, таким образом, в них желание защитить природу.
Тип занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Программа: «Экология и творчество»
Направленность: естественно-научная
Год обучения: 1 год
Раздел программы: Зеленая планета
Методическая информация
|
Время реализации занятия
|
Середина учебного года, возраст детей
6-11 лет
|
Знания, умения, навыки и качества
|
Знание названий ООПТ, в Кемеровской области. Знание технологии работы с природными материалами. Умение отличить природные материалы от прочих. Умение применить полученные знания на практике. Получение навыковизготовления природно-декоративные композиции.
|
|
Необходимое оборудование и материалы
|
Интерактивная доска; презентация с информацией о ООПТ;природный материал, декоративный материал, ножницы, мелкие игрушки животных
|
Дидактическое обеспечение занятия
|
-
|
Список учебной и дополнительной литературы
|
-
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы
|
- https://partners.mega-talant.com/biblioteka/konspekt-uroka-i-prezentaciya-osoboohranyaemye-prirodnye-territorii-81505.html
- https://studme.org/285312/ekologiya/prakticheskie_seminarskie_zanyatiya
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-ekologii-osobo-ohranyaemie-prirodnie-territorii-1178026.html
|
Вводная часть
|
Здравствуйте ребята! Начнем наше занятие.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ). — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В списке ООПТ находятся:
Заповедник, Природный парк, музей-заповедник, заказник, памятники природы.
Особо охраняемые природные территории Кузбасса:
Кузнецкий Алатау - Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» был создан 27 декабря 1989 г.в центральной части одноимённого горного массива, на территории Тисульского, Междуреченского и Новокузнецкого районов Кемеровской области.
В заповеднике находятся истоки крупнейших притоков Оби - рек Томи и Чулыма. Цель создания заповедника – охрана слабонарушенных лесных экосистем, а также охрана популяции северного оленя. Большая часть заповедника Кузнецкого Алатау покрыта горными таёжными лесами из пихты, ели и кедровой сосны сибирской. В "Кузнецком Алатау" можно увидеть около трёхсот видов птиц, двести девять из них гнездятся на территории заповедника. В заповеднике насчитывают 41 вид малоизученных и редких птиц , численность которых постепенно сокращается. Типичными оседлыми обитателями тайги являются глухарь, кедровка, сойка, кукша, поползень и другие.
Шорский национальный парк - Шорский национальный парк был организован в 1990 г. на основании постановления советского Правительства от 27 декабря 1989г. Парк расположен на юге Кемеровской области на территории Таштагольского района. Протяжённость территории национального парка с севера на юг 110 км, с востока на запад 90 км.
Национальный парк создавался с целью сохранения уникальных участков произрастания кедра, черневой тайги в Горной Шории, а также сохранения культурного наследия коренной шорской национальности. В настоящее время на территории национального парка выявлено более 60 редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красные книги России и Кемеровской области. Маралий корень, рододендрон золотистый, радиола розовая, которые растут на территории национального парка, также занесены в Красную книгу.
Ведущими растениями национального парка являются кедр, пихта сибирская, осина. В Красную книгу занесены также 6 видов птиц: чёрный аист, серая цапля, иглохвостый стриж, беркут, сокол, сапсан.
Томская писаница - этот особенный музей расположен , примерно, в 60 км. от города в сосновом бору на берегу реки Томь под открытым небом. Началось все с обнаружения на береговых скалах древних рисунков или письмен. Отсюда пошло название — писаница, которое дало имя и скалам — Писаные скалы, и близлежащей деревне — Писаная. Рисунки были обнаружены еще в 16-17 веках, но кроме узкого интереса у специалистов и исследователей больше никакого значения не имели. Лишь в 70-80-е годы прошлого века началась работа по реставрации и сохранению наскальных рисунков.
Скалам был присвоен заповедный статус и вокруг них, собственно, и началось создание музея под открытым небом. Была построена лестница, которая является спуском к скале, развернута просветительская деятельность среди населения. С годами (особенно в последние лет 20) были созданы экспозиции, рассказывающие о мифологии народов, населявших Сибирь, и, в частности, Кузбасс, архитектурно-этнографические комплексы, небольшой зоопарк. Здесь обитает два вида ядовитых змей – обыкновенная гадюка и щитомордник, живородящая ящерица, жабы и остромордая лягушка.
|
Ребята, какие ООПТ вы знаете в Кемеровской области?
Верный ответ:
Заповедник – Кузнецкий Алатау, Томская Писаница
|
Литературное представление темы занятия.
|
Основная часть
|
На столах разложен различный инвентарь для создания макета ООПТ, основа (пенополистерол), коврик, ножницы, бумага, карандаши, разнообразные живые цветы, зелень, ветви сирени, туи, клена и т.д. Искусственные цветы, листья и ветки, фигурки животных. Группа ребят, рассаживается на 3 группы по 4 человека: за 20 минут им необходимо из представленного материала, создать свой оригинальный макет особо охраняемой природной территории, сделать её описание и должны рассказать какие растения и животные на их макете подлежат охране. Педагог подходит к каждой группе детей и расспрашивает, о том, что они строят, как размещают, и как предполагают назвать свои ООПТ?
|
Учащиеся начинают думать и размещать растения на представленной основе, с помощью ножниц, карандашей делая отверстия в пенополистероле, фиксируют в отверстии растения и размещают их на макете.
Верный ответ:
Заказник «Матюшинский» (один из ответов), под защитой волки.
Верный ответ: Заповедник «Лесная зона» (предполагаемый), под охраной, млекопитающее, виды отряда Кошачьих, Растение - Первоцвет весенний.
|
Разделение учащихся на команды. Создание макета.
|
Заключительная часть
|
Друзья, наше занятие подходит к завершению. Скажите, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Ребята, как вы думаете ООПТ это важно для нашего региона и страны?
Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать природу, а не убивать ее. Скажите, всегда ли мы, люди, выполняем это правило?
|
Учащиеся делятся впечатлениями о проделанной работе. Рассказывают о том, что нового узнали, какие навыки приобрели.
|
|
|
|
|
|