«Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» |
Познание | |||
Автор: Бахарева Анна Владимировна | |||
08.01.2022 16:29 | |||
«Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 93» Бахарева А.В. «Для ребенка игра самое серьезное дело, без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Василий Александрович Сухомлинский Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще один важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения. Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все представленные дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам и природным ресурсам, что позволяет решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. Целью педагогической работы явилось: Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Исходя из цели мы определили следующие задачи:
Далее мы постараемся описать практическую часть нашей работы. Дидактическая игра «Соверши покупку». Игра адаптирована для детей от 5 до 7 лет и старше. В комплекте: товары и соответствующие списки к ним для разных возрастов (счет в пределах 5, в пределах 10, товары в списке как в виде картинок для тех, кто не знаком с чтением; так и в виде текста, ориентированные на читающих детей). Ребенок проигрывает все этапы совершения покупки от похода со списком в магазин до оплаты товара: в начале игры ребенок выбирает список покупок, который необходимо купить, то при складывании товара в корзинку — можно вычеркивать товар из списка или ставить напротив него галочку, что визуально облегчает работу со списком. После того, как все товары окажутся в корзине, нужно оплатить их на кассе, для этого перед игроком находится кошелек с монетами (50 коп, 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб.). Монет в комплекте более чем достаточно, это сделано для того, чтобы, например, товар стоимостью 10 руб. ребенок смог "оплатить" взяв монету 10 руб., или же 10 рублёвых монет. Ведь вариаций какими монетами можно собрать сумму в 10 рублей несколько. Ребенок берет товар с корзины — перемещает его в пакет для покупок, после чего оплачивает его на кассе. Когда все товары согласно списка покупок оплачены и находятся в пакете — игра окончена и можно переходить к следующему списку. Теневое лото «Монетки». Лото состоит из: 6 игровых полей (с рубашкой), 36 карточек. Предназначено для детей от 5 лет. Играть могут от 1 до 6 игроков в стандартное теневое лото. Правила игры: выигрывает тот, кто раньше других соберет и назовет свои элементы на игровом поле. Ход игры: Ведущий будет доставать по одной карточку и показывает участникам. Если совпадает с картинкой на игровом поле, то игрок забирает себе эту карточку, и кладет в отведенное место на поле. Первый, закрывший все ячейки поля и собравший все карточки становится победителем. Дидактическая игра «Соверши покупку». Игра адаптирована для детей от 5 до 7 лет и старше. Материал: Игровое поле, карточки кошельки для накоплений, монетки; кубик; фишки. Ход игры: Дети выбирают себе «кошелек», ставят свои фишки на поле СТАРТ, все монеты кладутся в центр поля в семью. Кубиком делают жеребьевку, у кого больше тот и начинает. Дети по очереди кидают кубик и ходят по часовой стрелке. В соответствие с выпавшим числом, можно или получить или отдать монетку или не чего не отдавать если поле пустое. Если выпал + то игрок, стоящий на это поле берет соответствующее количество монет и раскладывает в кошельке. Если минус, отдает выпавшее количество монет их кошелька. Если выпало поле «ВСЕ – КРЕДИТ» — игрок отдает все накопленные монеты, в семейный бюджет и начинает копить заново. Выигрывает игрок, который собрал первый 10 монет в своем кошельке. Ребенок рассказывает как он потратит деньги в соответствии с названием своего кошелька. Для знакомства детей с миром экономики был создан ЛЭПБУК «Учимся экономить» Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Задачи:
Таким образом, в ходе реализации работы по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр, мы решили все поставленные задачи. У детей сформировались представления о потребностях семьи и о труде родителей. Дети овладели экономическими понятиями. С большим удовольствием дети проявляют интерес к окружающим явлениям современного общества, отражают имеющиеся знания в игровой, трудовой, продуктивной деятельности. Наша группа пополнилась картотекой дидактических игр финансово-экономического содержания. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: в результате использования дидактических игр с финансовым содержанием в образовательной деятельности ДОУ увеличивается интерес детей к обучению, активизируется познавательная деятельность и повышается качество формирования основ финансовой грамотности.
|