ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Познание | |||
Автор: Н. П. Калачёва, А.Г. Пояркова | |||
05.01.2022 12:45 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дайте детям радость труда. Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека, а правильный ее выбор поможет найти свое место в жизни, быть удовлетворенным своей судьбой и самим собой. Но в каком возрасте ребенок может определить для себя кем стать в будущем, какую профессию выбрать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбора подростком сферы дальнейшего образования. И на этом этапе возникает множество вопросов профессионального самоопределения: что делать? куда пойти учиться? какую профессию выбрать?
Известно, что у человека все закладывается с детства и последующее обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ранее. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий профессиональный выбор, который определит его жизнь. Проблема профессионального самоопределения подрастающего поколения в настоящее время является особо актуальной на государственном уровне. В настоящее время решение данной проблемы заложено в развитии идеи, что непрерывную профессиональную ориентацию при введении вариативного и профильного обучения целесообразно осуществлять не только в учреждениях общего образования, но и в условиях дошкольного образования — как первоначального звена единой непрерывной системы общего образования. При таком понимании дошкольное образовательное учреждение становится фундаментом для формирования базовых знаний о мире профессий и дальнейшего осознанного выбора будущей профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого ребёнка. Но основная же роль профессионального самоопределения подрастающего ребёнка будет принадлежать школе и семье. Известно, что интерес детей к труду взрослого проявляется уже в трехлетнем возрасте, когда малыш начинает воспроизводить отдельные простейшие трудовые действия: кормление, стирку, готовку и т.д. Эти трудовые действия сигнализируют о профессионально ориентированных намерениях ребенка дошкольника действовать как взрослый, которые иллюстрируют зарождающиеся зачатки ранней профориентации исключительно в дошкольном возрасте. Основной целью ранней профориентации дошкольников является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру взрослых. В связи с этим главной задачей педагога дошкольной образовательной организации становится информирование дошкольников о разнообразии мира профессий, а именно формирование знаний о разных профессиях, положительного отношения к труду, желания и умения трудиться. В условиях дошкольной образовательной организации это направление реализуется через систему трудового воспитания дошкольников. Для того чтобы выработать к старшему дошкольному возрасту положительно-профессиональное отношение детей к людям труда разных профессий, педагогу необходимо начиная с младшего возраста формировать трудовые навыки и умения на основе прямого научения и упражнения в повседневном систематическом труде по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому и труду в природе в условиях детского сада. Работа в данном направлении требует от педагога четкого руководства этим процессом. Если взрослый грамотно организует трудовую деятельность детей, то в дальнейшем у старших дошкольников формируются первые детальные представления о разных видах труда взрослых и разнообразии профессий. У детей дошкольного возраста формирование начальных представлений о мире профессий и интереса к профессионально — трудовой деятельности следует осуществлять поэтапно в соответствии с возрастными характеристиками возможных достижений ребёнка. Так в младшем дошкольном возрасте работа по ранней профориентации направлена на развитие любознательности к трудовой деятельности взрослых. Основными профориентаторами ребенка 3-4 лет являются: наблюдение фрагментов трудовых действий взрослого, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, рассматривание предметов и картинок по данному направлению. Направленность профориентационной работы с детьми среднего дошкольного возраста заключается в знакомстве с трудовым опытом взрослых, которое формирует положительное отношение детей труду. Основными формами и методами работы с дошкольниками 4-5 лет являются: наблюдение конкретных трудовых процессов взрослых; беседы о профессиях; просмотр слайд-презентаций; дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса; сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации; рассматривание предметов, инструментов, материалов как основных компонентов трудового процесса взрослого; практико-ориентированная деятельность в виде простейших трудовых действий. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют использовать в педагогической практике более активные формы профориентационной работы: целевые и виртуальные экскурсии в различные учреждения города, просмотр слайд-презентаций и видеофильмов о профессиях взрослых; дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса; рассматривание предметов, инструментов, материалов как основных компонентов трудового процесса взрослого; сюжетно-ролевые игры, позволяющие включать реальные трудовые процессы, решение проблемных ситуаций; организация детских мини-мастерских; проектная деятельность; практико-ориентированная деятельность в виде трудовых действий. Таким образом, чем раньше, начиная с детства насыщать ребенка сведениями о разнообразном мире профессий и профессиональной деятельности взрослых, посредством разнообразных форм и методов работы, к старшему дошкольному возрасту сформируется профессионально ориентированный багаж знаний, который в подростковом возрасте будет способствовать сознательному и серьезному выбору будущей профессии.
|