Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Познание
Автор: Н. П. Калачёва, А.Г. Пояркова   
05.01.2022 12:45

ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ КАК ОСНОВЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Н. П. Калачёва, заведующий
  • А. Г. Пояркова, старший воспитатель МАДОУ Детский сад №5 «Рябинка» Осинниковкий городской округ

Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости
значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим.
В.А. Сухомлинский.

Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека, а правильный ее выбор поможет найти свое место в жизни, быть удовлетворенным своей судьбой и самим собой.

Но в каком возрасте ребенок может определить для себя кем стать в будущем, какую профессию выбрать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбора подростком сферы дальнейшего образования. И на этом этапе возникает множество вопросов профессионального самоопределения: что делать? куда пойти учиться? какую профессию выбрать?

 

Известно, что у человека все закладывается с детства и последующее обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ранее. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий профессиональный выбор, который определит его жизнь.

Проблема профессионального самоопределения подрастающего поколения в настоящее время является особо актуальной на государственном уровне. В настоящее время решение данной проблемы заложено в развитии идеи, что непрерывную профессиональную ориентацию при введении вариативного и профильного обучения целесообразно осуществлять не только в учреждениях общего образования, но и в условиях дошкольного образования — как первоначального звена единой непрерывной системы общего образования. При таком понимании дошкольное образовательное учреждение становится фундаментом для формирования базовых знаний о мире профессий и дальнейшего осознанного выбора будущей профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого ребёнка. Но основная же роль профессионального самоопределения подрастающего ребёнка будет принадлежать школе и семье.

Известно, что интерес детей к труду взрослого проявляется уже в трехлетнем возрасте, когда малыш начинает воспроизводить отдельные простейшие трудовые действия: кормление, стирку, готовку и т.д. Эти трудовые действия сигнализируют о профессионально ориентированных намерениях ребенка дошкольника действовать как взрослый, которые иллюстрируют зарождающиеся зачатки ранней профориентации исключительно в дошкольном возрасте.

Основной целью ранней профориентации дошкольников является развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру взрослых. В связи с этим главной задачей педагога дошкольной образовательной организации становится информирование дошкольников о разнообразии мира профессий, а именно формирование знаний о разных профессиях, положительного отношения к труду, желания и умения трудиться.

В условиях дошкольной образовательной организации это направление реализуется через систему трудового воспитания дошкольников. Для того чтобы выработать к старшему дошкольному возрасту положительно-профессиональное отношение детей к людям труда разных профессий, педагогу необходимо начиная с младшего возраста формировать трудовые навыки и умения на основе прямого научения и упражнения в повседневном систематическом труде по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому и труду в природе в условиях детского сада.

Работа в данном направлении требует от педагога четкого руководства этим процессом. Если взрослый грамотно организует трудовую деятельность детей, то в дальнейшем у старших дошкольников формируются первые детальные представления о разных видах труда взрослых и разнообразии профессий.

У детей дошкольного возраста формирование начальных представлений о мире профессий и интереса к профессионально — трудовой деятельности следует осуществлять поэтапно в соответствии с возрастными характеристиками возможных достижений ребёнка. Так в младшем дошкольном возрасте работа по ранней профориентации направлена на развитие любознательности к трудовой деятельности взрослых. Основными профориентаторами ребенка 3-4 лет являются: наблюдение фрагментов трудовых действий взрослого, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, рассматривание предметов и картинок по данному направлению.

Направленность профориентационной работы с детьми среднего дошкольного возраста заключается в знакомстве с трудовым опытом взрослых, которое формирует положительное отношение детей труду. Основными формами и методами работы с дошкольниками 4-5 лет являются: наблюдение конкретных трудовых процессов взрослых; беседы о профессиях; просмотр слайд-презентаций; дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса; сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации; рассматривание предметов, инструментов, материалов как основных компонентов трудового процесса взрослого; практико-ориентированная деятельность в виде простейших трудовых действий. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют использовать в педагогической практике более активные формы профориентационной работы: целевые и виртуальные экскурсии в различные учреждения города, просмотр слайд-презентаций и видеофильмов о профессиях взрослых; дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса; рассматривание предметов, инструментов, материалов как основных компонентов трудового процесса взрослого; сюжетно-ролевые игры, позволяющие включать реальные трудовые процессы, решение проблемных ситуаций; организация детских мини-мастерских; проектная деятельность; практико-ориентированная деятельность в виде трудовых действий.

Таким образом, чем раньше, начиная с детства насыщать ребенка сведениями о разнообразном мире профессий и профессиональной деятельности взрослых, посредством разнообразных форм и методов работы, к старшему дошкольному возрасту сформируется профессионально ориентированный багаж знаний, который в подростковом возрасте будет способствовать сознательному и серьезному выбору будущей профессии.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год