Конспект НОД «Для чего нужны семена?». |
Познание | |||
Автор: Чугунова Фаина Григорьевна | |||
05.01.2022 13:36 | |||
Конспект НОД «Для чего нужны семена?». Чугунова Фаина Григорьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 27» г. Чебоксары Цель: формировать бережное отношение к окружающему миру; показать развитие растений на различных этапах. Задачи: формировать представление о семенах и плодах, об их разнообразии и значении; учить классифицировать предметы по разным признакам; находить у них общие и отличительные черты, развивать интерес к исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к живой природе. Предварительная работа: предложить детям рассмотреть семена подсолнуха, фасоли, гороха, помидора, огурца. Разделить семена на две группы — одни семена замочить, постоянно подливая воду, другие оставить сухими, оставить на свету. Через несколько дней семена первой группы начнут прорастать, а без воды — нет: дети делают вывод, что семенам для роста нужны вода и свет. Затем проводится следующий эксперимент: проросшие семена опять делят на две группы — одни оставляют в тепле, другие убирают в холодное место. Через несколько дней дети видят, что семена, которые находились в тепле, пошли дальше в рост, а у других — никаких изменений. Вывод: семенам нужно еще и тепло.
Предложить детям рассмотреть проросшие семена, сравнить их с не проросшими: что изменилось? Какими они стали? Похожи ли они друг на друга? Предложить посадить семена в разные горшки. В каком горшке всходы появляются быстрее? Что происходит с семечками? Появился ли у них корешок и стебелек? Вывод: семечко растет; если оно растет, ему нужны вода, тепло и свет, значит, оно живое. Если оно живое, значит, оно должно дышать. Если посадить росток в банку и герметично закрыть, что с ним будет? (Оно погибнет). Пока идет процесс роста посаженных семян, предложить детям дома с помощью родителей в течение недели собирать различные семена фруктов, овощей, ягод, которые они будут есть, а также семена злаков, их которых делают каши. Если дома есть желуди, шишки или каштаны, предложить принести их в детский сад. Ход занятия. Воспитатель: Умеете ли вы отгадывать загадки? Слушайте внимательно. Они растут на ветке В моем большом саду, К осени поспеют, и я их соберу. В них много витаминов, Полезны и вкусны, Сочные и сладкие, отгадай, кто они? (фрукты) Предложить детям разрезать яблоки и груши. Чем они похожи и чем отличаются? Есть ли в них семена? Одинаковы ли они по цвету, запаху и вкусу? Что произойдет, если кусочки этих фруктов положить на бумажную или полотняную салфетку? (дети высказывают предположения и проводят опыт. Остается мокрый след — в них есть влага — сок). Какой сок получится из груш, яблок, персика, апельсина? (грушевый, яблочный, персиковый, абрикосовый, апельсиновый, фруктовый). Игра «Определи на вкус»: дети закрывают глаза и определяют по вкусу, что пробуют. Послушайте, про что хочу вам рассказать. Как на нашей грядке выросли загадки. Зеленые и красные, Кислые и сладкие, Скоро в огород пойдем, Урожай весь соберем... что это за загадки выросли на грядке? (овощи). Предложить внимательно рассмотреть овощи, что у них есть? Из чего они состоят? (сверху покрыты кожицей или плотной кожурой, затем мякоть, в ней есть семена). Предложить положить овощи на салфетку, что получилось? (овощи, как и фрукты оставляют мокрый след). Чем овощи и фрукты похожи. Чем отличаются? Что у овощей лучше всего употреблять в пищу? (сочную мякоть, в некоторых овощах семена нужно удалить). А у фруктов? (тоже мякоть). Можно ли из овощей делать соки также, как и из фруктов? Как эти соки будут называться? (томатный, тыквенный, овощной). Предложить вынуть семена и рассмотреть их через лупу. Какие семена на ощупь? (шершавые, гладкие, колючие). Постараться раскрыть семена руками. Какое из семян удастся раскрыть? (одни семена твердые, покрыты прочной скорлупой, другие — легко раскрываются). У всех ли семян оболочка одного цвета? Дети рассматривают разрезанные семена фруктов и овощей. Почему мы не можем разрезать семена помидоров? (они мелкие и тонкие). Объяснить детям, почему оболочка семян прочная. (внутри прячется будущее растение, только оно хрупкое, оболочка охраняет его, защищает). Вспомните, как мы наблюдали за проросшими семенами, что появляется сначала, что происходит потом. Обсуждение результатов по проращиванию семян. Предложить детям классифицировать семена на основе сравнения и выделения признаков. Для каждой группы семян может быть применен свой признак объединения:
- съедобные — несъедобные. Дети делают вывод: для растений нужно тепло, вода, свет и забота. Обратить внимание, что семена, которые дети собирали, все разные: попадаются очень крупные и очень мелкие, с толстой оболочкой и нежной кожицей. Они разные по форме.
|