Образовательная деятельность «Его величество Чай!» |
Познание | |||
Автор: Нестеренко Галина Ивановна | |||
03.01.2022 21:46 | |||
Образовательная деятельность «Его величество Чай!» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №383» городского округа Самара Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Познавательное развитие» Возрастная группа: подготовительная к школе группа Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие». Цель: познакомить с традициями чаепития в разных странах.
Программное содержание: Образовательные задачи:
Развивающие задачи: Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, развивать интерес к познавательной деятельности. Воспитательные задачи: воспитывать уважение к обычаям и традициям разных народов. Предварительная работа: Беседа, заучивание стихотворений, просмотр видеофильмов о чайных церемониях народов Китая, Японии, Индии; изготовление костюмов для детей (китайский, японский, индийский, русский); слушание народной музыки этих стран. Выставка «Чайная посуда Китая (Японии, Индии, России)», подбор чая и угощения для чаепития. Подбор картинок для игры «Сладости в картинках». Энциклопедия «Планета Земля», «Энциклопедия дошкольника». Оборудование: костюмы для детей; выставка «Чайная посуда»; чай для дегустации (малиновый, смородиновый, клубничный, шиповниковый) на каждого ребенка; мяч для игры «Помощники в чаепитии»; картинки для игры «Сладости в картинках». Методы и приемы: практические – опыты, словесные игры, игры-упражнения; наглядные – рассматривание карточек; словесные – вопросы. Логика образовательной деятельности. Воспитатель: У всех народов есть что-то общее — мы все живем на планете Земля. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, свои песни и танцы, национальные костюмы и развлечения, блюда и напитки. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем прекрасному полезному напитку, который популярен во всем мире-его величеству ЧАЮ! В старинных книгах сказано: «Он освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце, побуждает мысль и прогоняет лень».
И на вкус такой приятный! 4 реб.: Чай из листиков нарезан, снятых с чайного куста, Человеку чай полезен, чайник дома неспроста. 5 реб: Лучше доктора любого лечит скуку и тоску, Чашка вкусного, крутого, самоварного чайку. 6 реб.: Мы за чаем не скучаем. Все: Вместе классно отдыхаем! (показать правой рукой «класс»). Дети садятся на стулья. Воспитатель: Чай любят пить во многих странах и традиции чаепития в них разные. Под китайскую мелодию заходит девочка-китаянка, останавливается у китайского столика с посудой. Девочка-китаянка:
Покорил весь шар земной. С чайным мудрым ритуалом Познакомимся с тобой. Заходите в чайный домик: Скромный, тихий, небольшой. Там увидишь низкий столик, Отдохнешь ты в нём душой. На столе чабань, пиалы И чахай увидишь ты, Родниковая водица, Тихо музыка звучит. За беседой, чай вкушая, Неторопливо, неспеша Успокаивается тело, Насыщается душа. Воспитатель: Очень интересный рассказ, но объясни нам, что такое чабань? (чайный столик), чахай? (чайник без крышки, «чаша справедливости», из которого разливают чай). Спасибо, будь нашей гостьей. Под японскую музыку заходит девочка-японка и Останавливается у японского столика. Девочка-японка: -Чайное искусство или «садо» Знать и взрослым и ребятам надо. Чайный домик в красивом саду, Каменная дорожка ведет к нему. Отрешись от забот и проблем, У порога оставь свою обувь. Низкий вход одолеть надо всем, Чтоб оставить обиду и злобу. Пол застелен татами, так спокойно внутри. Чайный мастер колдует с тябако, Вода в чане кипит, посмотри. Чай в чаване вкуснейший однако. Все проблемы теперь позади. Я в гармонии с телом, природой. Мои мысли и чувства чисты. Мир наполнил покой и забота. Воспитатель: Как интересно ты рассказала об японском ритуале чаепития. А что называют тябако? (посуда, в которой хранится чай), чаван? (чашка). Оставайся у нас в гостях. Под индийскую мелодию заходит девочка-индианка. Девочка-индианка: -Индия-волшебная страна Со своей культурой, традициями. Удивляет туристов она Природой, богами многоликими. Приглашают чайваллы на чай Очень крепкий, с травою и пряностями. Разливают в куллархи, затем Разбивают и просто выбрасывают. Чай-масала известен давно И рецептов его невидимо! Угощу вас халвой, фарсаном. Приезжайте, друзья, к нам в Индию! Воспитатель: Спасибо за приглашение. Объясни нам, кто такие чайваллы? (продавцы чая), почему разбивают куллархи? (чашки для чая из глины дешевые и грубо обработанные, разбивают для того, чтобы из них никто больше не пил). Оставайся у нас в гостях. Под русскую музыку заходит русская девочка, останавливается у столика с самоваром. Русская девочка: -В октябре под небом синим Очень дружно мы живем. Ну, а раз живем в России- Чаю крепкого попьем! Скатерть новую разложим, Самовар уже вскипел! Мёд, лимончик с жёлтой кожей, Сахар комковатый бел.. Земляники ягод алых Бросим ложечку в стакан… Ароматом небывалым Чай поутру нас созвал. С сухарями пили чай, С пирогами пили чай, С сушками, ватрушками, Баранками и плюшками. Угощайтесь! Чаю хватит! Самовар кипеть готов. А хозяюшке заплатим Похвалою едоков! Воспитатель: Спасибо. Хозяева всегда рады гостю. Оставайся у нас. Хорошо сидим, о традициях чаепития говорим. А теперь пора сыграть, ум, сноровку показать. Физкультминутка: Cамо – само — самовар, на столе красуется. (руки на поясе, повороты влево, вправо), Дышит так, что виден пар — мы им все любуемся. (руки в стороны, улыбаются) Чашки ставим, блюдца тоже, чай душистый в них налит. (чашка кулак, блюдце ладошка) В самоваре все похожи- в отражение глядим. (cмотрим друг на друга) Взяли в руки все по блюдцу, только надо остудить. (показали ладони и подули) Ах! Из самовара сладко, чай с баранками нам пить. (поклонились) Дети встают в круг. Давайте поиграем в игру «Помощники в чаепитии». Игра на выбывание: по очереди называть предметы причастные к чаепитию: без каких предметов нельзя подготовить чаепитие? (чайника, самовара, чашки, блюдца, ложки, пиалы, блинницы, духовки, плиты, вафельницы, микроволновой печи, щипчиков для сахара, конфетницы, сахарницы, молочника, ножа для торта, противня, салфетницы и т.д.) Кто не называет, тот выбывает (делает шаг назад). Отмечаем в конце игры победителя. Дети садятся за столы. Воспитатель: С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать ягодный чай. Для этого использовали садовые и лесные ягоды. Чай из ягод-бальзам от всех болезней, И напитка нет, друзья, полезней. Кто здоровым хочет быть, Должен чай из ягод пить! Сегодня мы будем дегустировать ягодный чай. Я приготовила для вас: Чай с малиной, значит он какой? – (малиновый) Чай с шиповником? Чай с клубникой? Чай со смородиной? Попробуйте чай на вкус, определите, какую ягоду в него добавили и около этого стакана положите нужную картинку. Дети пробуют чай, ставят около стакана картинку с предполагаемой ягодой. Подводим итог. В стакане №1 – смородиновый чай (показываю картинку с изображением смородины), №2 – клубничный чай; №3 – малиновый чай; №4 – шиповниковый чай. Воспитатель: Давайте поиграем с нашими гостями в игру «Сладости в картинках». Какое название сладости напоминает вам эта картинка. Дети будут демонстрировать картинки и следить за правильным ответом.
Игра с гостями 9. Картинка с изображением цветка тайской орхидеи (показывает воспитатель) 10. Конспект НОД по экологии в старшей группе по теме «Все о чае» 11. Автор: Рамазанова Эльвира Фанилевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 12. общеразвивающего вида № 86», г. Нижнекамск 13. Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной 14. образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Все о чае». 15. Данный материал рекомендуется для воспитателей детских садов по 16. экологическому воспитанию детей. 17. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на 18. тему «Все о чае» 19. Вид непосредственно-образовательной деятельности: интегрированная. 20. Тема: «Все о чае». 21. Возраст: старшая группа. 22. Направление: познавательно-речевое. 23. Образовательная область: познание-формирование целостной картины мира, 24. расширение кругозора. 25. Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», 26. «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». 27. Программное содержание. Этот цветок называется тайская орхидея, и растет он в Таиланде. Из него получается волшебный голубой чай. Если положить в него дольку лимона, то он поменяет свой цвет на фиолетовый. Вот такой лазурный чай мы приготовили для наших гостей и приглашаем вас к столу. Мировая культура прославила Древний способ общаться – пить чай. И везде ритуалы и правила Изучай, соблюдай, уважай. Конспект НОД по экологии в старшей группе по теме «Все о чае» Автор: Рамазанова Эльвира Фанилевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 86», г. Нижнекамск Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Все о чае». Данный материал рекомендуется для воспитателей детских садов по экологическому воспитанию детей. Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Все о чае» Вид непосредственно-образовательной деятельности: интегрированная. Тема: «Все о чае». Возраст: старшая группа. Направление: познавательно-речевое. Образовательная область: познание-формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Музыка». Программное содержание. гранулированный, мелкий, средний, крупнолистовой; самовар, два чайника для заваривания чая, чайная посуда, слайды об истории чая. способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, разновидностях чая. Методы и приемы. Элементарные опыты, наблюдения, сюрпризный момент, беседа, проблемные вопросы, просмотр слайдов, физкультминутка, показ, напоминание. Оснащение педагогическо
|