Проект «Все работы хороши, выбирай на вкус»
(подготовительная группа «Пчёлка»)
Подготовили воспитатели высшей категории:
- Прохорова С.В.
- Елисеева О.В.
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №10 «Светлячок» комбинированного вида» г. Волхов 2021 год
Актуальность.
Мир профессий в обществе — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному. Взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия.
Скачать конспект
Во время занятий и игр с детьми мы заметили, что у детей очень ограничены представления о профессиях, так как они имеют очень небогатый жизненный опыт. Ребята знают кем работает мама и папа, знакомы с профессиями, с которыми сталкиваются в жизни: воспитатель, продавец, полицейский, но их знания весьма поверхностны. Если они бывали на работе у родителей, то они все равно не поняли сути их бухгалтер»; — «А что она делает?» «Чай пьет, по телефону разговаривает». Таким образом, считаем, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в дошкольном образовании.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя октября).
Тип проекта: познавательно-информационный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6-7 лет
Ожидаемые результаты:
- У участников проекта сформировано представление о востребованных в обществе профессиях.
- Дети мотивированы на самостоятельное знакомство с профессиями города, и их общественной значимостью.
- Вовлечение родителей в воспитание и жизнь группы.
Этапы проекта
1 этап. Целеполагание.
Проблема – мы столкнулись с тем, что дети даже в подготовительной группе не все знают название профессий родителей, характерные особенности данной специальности.
Цели проекта: расширение представлений детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий.
Задачи:
- Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе
- Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей)
- Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат)
- Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых
- Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых
Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;
- Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе
- Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.
2 этап. Разработка проекта.
Проведение опроса для детей с использованием
«Модели трёх вопросов»
- ЧТО Я ЗНАЮ? (Содержание, то, что дети уже знают)
- ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? (План, тема проекта)
- КАК УЗНАТЬ? (Источники новых знаний, т.е. средства)
ЧТО Я ЗНАЮ?
|
ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?
|
КАК УЗНАТЬ?
|
- доктор лечит людей
- у каждого человека своя профессия
- парикмахер делает прически
-профессия нужна всем, чтобы зарабатывать деньги
- чтобы получить профессию, нужно хорошо учиться
|
-как пожарники спасают людей из горящего дома?
-Что нужно знать, чтобы стать пожарным?
-Как работают швеи?
- Кто такой фармацевт, и что он делает?
-Парикмахер, чем занимается?
-кто такой кассир?
-Кто учит людей разным профессиям?
|
Спросить у родителей.
Прочитать в книгах.
Прочитать в интернете.
Спросить у соседей, друзей.
Сходить в библиотеку.
Спросить воспитателей.
Посмотреть по телевизору
|
Составление плана деятельности по достижению цели
Самообразование педагога
- Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора.
- Формулирование цели и задач проекта.
- Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта.
- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
- Подобрать стихи, пальчиковую гимнастику, дидактические игры, беседы, ситуативные разговоры о профессиях.
- Организация экскурсий по городу, с целью познакомить с миром профессий.
Подбор наглядных материалов, методической и художественной литературы, ИКТ, виртуальные экскурсии, взаимодействие с родителями.
- Проведение бесед и просмотр презентаций по теме «Все профессии нужны, все профессии важны», «Есть много профессий хороших и нужных», «Профессиональные праздники», «Профессии моих родителей», «Кем ты будешь, когда ты станешь взрослым», «О мужестве и храбрости»;
- Виртуальные экскурсии на стройку и на фабрику мороженого.
- Рассматривание книг, журналов;
- Рассматривание иллюстраций по теме;
- Загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок о профессиях
- Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», М. Манаковой « Моя первая книга о профессиях», Б. Житков «Что я видел? » и др.
- Организация совместно с воспитателем сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин» и др.
- Совместная работа родителей и детей для самодельной книги – «Профессии моих родителей»;
- Дидактическая игра «Найди предмет по описанию», «Что лишнее»;
- Оформление книги «Профессии моих родителей».
- Экскурсии в аптеку «Невис», студия – ателье «Золотая нить», магазин «Магнит», салон красоты «Эдем», кафе «Бистро», почта России, детская школа искусств, пожарная часть.
- Организация выставки в группе «Все работы хороши, выбирай на вкус».
- Организация сюжетно - ролевой игры «Кафе»
3 этап. Работа над проектом.
Образ. - деятельность
|
Вид деятельности
|
Содержание деятельности
|
Познавательное развитие
|
Познавательно-исследовательская, игровая
|
Д/и «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?».
Презентации «Профессии в детском саду», «Ознакомление дошкольников с профессиями», «Все профессии важны», «В мире профессий», «По ступенькам профессий».
Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий»
Беседы о профессиях родителей и местах их работы
Дидактические игры: «Что купить?», «Что кому нужно?», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Что расскажет предмет».
Составление схемы для составления рассказа о профессиях
«Как подготовиться к субботнику?» — обсуждение
Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде
У людей разных профессий свои правила безопасности
Экскурсии в город, знакомство с профессиями: фармацевт, парикмахер, швея, кассир, официант, буфетчик, пожарный и т.д.
|
Речевое развитие
|
Коммуникативная, познавательная
|
Составление рассказов о профессии родителей.
Обогащение словаря детей за счет новых терминов
Отгадывание загадок на тему «Профессии»
Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»
Пословицы и поговорки о труде
Обсуждение фразеологизмов о труде Стихи о профессиях
Чтение рассказов о профессиях
В.Маяковский «Кем быть? », М. Познанская «Пойдем на работу», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», С. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер». В Лифшиц «И мы трудиться будем». Б. Житков «Железная дорога»,
М.Ильин «Машины на нашей улице» Н. Найденова «Ольга Павловна». С. Баруздин «Кто построил новый дом»,
Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»
|
Художественно-эстетическое развитие
|
Продуктивная, двигательная, коммуникативная
|
Выставка рисунков «Кем я буду» Изготовление атрибутов для игр: «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская», «Кафе»
Организация выставки в группе «Все работы хороши, выбирай на вкус» Раскрашивание раскрасок — профессии Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов Лепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия
Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)
|
Социально коммуникативное развитие
|
Игровая, коммуникативная, продуктивная
|
Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», разрезные картинки
Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Кому без них не обойтись», «Что расскажет предмет».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты»,
Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи»
Игровая ситуация: «Кем я стану?»,
Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»
Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)
|
Физическое развитие
|
Двигательная, игровая
|
Знакомство с профессиями, связанными со спортом
Ежедневная тематическая ритмическая зарядка;
Тематические физкультминутки
П/и «Пожарные на учениях», «Космонавты», игры-эстафеты
Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так»
Соблюдение режима труда (работа и отдых)
|
Результаты проекта:
1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
3. У дошкольников появился интерес к данной теме.
4. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых.
5. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
6. Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко используют атрибуты и наряды для развития сюжетно – ролевых игр по теме.
7. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
8. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией своих детей.
|