Экспериментальная деятельность: поиски, находки, открытия |
Познание | |||
Автор: Костюченко Валентина Анатольевна Третьякова Лариса Романовна | |||
01.01.2022 13:16 | |||
Экспериментальная деятельность: поиски, находки, открытия Работая с детьми, мы столкнулись с такой проблемой как недостаточное знание детей о неживой природе. И нам захотелось интересно преподнести эти знания. В этом нам помог метод экспериментирования. Эта проблема на данный момент является актуальной потому, что развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка, нежели сведения, которые он получает репродуктивным путем. На первом этапе работы мы выявили уровень экологических знаний о неживой природе. Оказалось, что дети мало знают о свойствах, качествах материалов неживой природы и как человек использует их в жизни. Не проявляют интерес к экспериментированию и поисковой деятельности.
На основании этого были организованы лаборатории, разработаны тематика и содержание деятельности с детьми:
А также с целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Основой экологического обучения выступала исследовательская деятельность детей – проведение опытов. Приходя в лабораторию, дети превращаются в «ученых». Во время проведения опытов они надевают белые халаты и получают опознавательные эмблемы, которые прикрепляются на груди. В процессе обучения учитывалась такая процедура, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Чтобы попробовать может ли вода менять вкус – добавляли лимон, сахар, соль. Занятие организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Для ребенка очень важно иметь свой набор лабораторной посуды, самому выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей. Во время совместного экспериментирования с детьми мы ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предложения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта с помощью рабочих листов. Дети собираются за столом и рассказывают о том, кто что делал и у кого что получилось. Ценность такой организации в том, что разговор идет глаза в глаза. А наша роль как воспитателей подготовить ключевые вопросы, которые поддерживают активность детей. Также проводилась работа с родителями. Воспитание правильного отношения детей к природе, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, мы познакомили родителей с системой работы в данном направлении. Родители принимали активное участие в образовательном процессе. Оказывали помощь в обновлении оборудования и пополнении необходимыми материалами. Для закрепления материала, детям давались домашние задания – опыты, которые они проводили совместно с родителями. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснилось в беседах с родителями и детьми. У детей в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний. Дети самостоятельно видели проблему. Активно высказывали предложения. Выдвигали гипотезы и предположения. Самостоятельно планировали предстоящую деятельность, выбирали предметы и материалы. Помнили о цели работы на протяжении всей деятельности. Доводили дело до конца. Делали выводы. В заключение хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
|