Программа по реализации национально — регионального компонента «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – КАБАРДИНО — БАЛКАРИЯ» |
Познание | |||
Автор: Москаленко Вера Николаевна | |||
15.12.2021 17:31 | |||
Программа по реализации национально — регионального компонента «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ – КАБАРДИНО — БАЛКАРИЯ» Возраст детей с 3 до 7 лет. (Срок реализации 4 года) Направленность: в МКДОУ «ЦРРДС «Звёздный» Программу разработала: воспитатель МКДОУ «ЦРРДС «Звёздный» Москаленко Вера Николаевна с.п. п. Звёздный 2021г. 1. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Программа по реализации национального регионального компонента Муниципального казанного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад «Звёздный», (далее Программа) разработана в соответствии с:
И в соответствии с нормативными правовыми документами:
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Срок реализации программы: 4 года. Программа обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т.п.). Обеспечивает знакомство дошкольников c самобытностью и культурой людей, проживающих в Кабардино – Балкарской Республике, своеобразием животного и растительного мира, с культурой, бытом и традициями народов, населяющих Кабардино – Балкарскую Республику, воспитание любви к своей «малой Родине». Программа по реализации национально регионального компонента учитывает национальные традиции, своеобразие, менталитет народа, проживающего на данной территории; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании подрастающего поколения. Модель национально – регионального компонента непрерывного содержания дошкольного образования КБР строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:
Непосредственно образовательная деятельность по НРК проводится с воспитанниками 3-7 лет один раз в неделю во второй половине дня. 1. 2. Цели и задачи реализации Программы Цели реализации Программы: приобщение к истории и культуре своего народа, содействие целостному восприятию явлений окружающего мира в его многообразии и значимости, формирование у детей интереса и ценностного отношения к родному краю. восстановление культурно-исторической и духовной преемственности поколений, возрождение и развитие национальной культуры. Задачи реализации Программы: Дать представления о географическом расположении, природных ресурсах, климатических условиях, животном и растительном мире. Формировать бережное отношение к природе и всему живому. Знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного края. Знакомить с культурным наследием, развивать интерес к местным традициям и промыслам. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке познавательного интереса детей при ознакомлении дошкольников с родным краем. Воспитывать нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё. Формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности. Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности. Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение, мышление, развивать эмоциональную отзывчивость, умение сосредоточиться. Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе. 1. 3.Принципы и подходы к формированию Программы Подходы к формированию Программы: Культурно-исторический. Понятие «развитие» – максимально должно быть в зоне ближайшего развития, при этом важным дидактическим принципом является развивающее обучение и научное положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов). Важными условиями развития является учет социальной ситуации в образовательной деятельности ребенка. Деятельностный подход. Развитие ребенка осуществляется в процессе его собственной деятельности, которая формируется постепенно. Сначала ребенок овладевает деятельностью при взаимодействии со взрослым, затем с другими детьми, в конечном итоге он действует самостоятельно. С точки зрения Л.С. Выгодского и В.В. Давыдова, ребенок развивается только в процессе правильно организованной деятельности, в соответствии с возрастной периодизацией развития ребенка. Личностно-ориентированный подход, означает переход от учебно -дисциплинарной к личностно-ориентированной модели взаимодействия, суть которой заключается в том, что воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "не рядом и не над, а вместе!". Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Воспитывающий подход не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни. Ожидаемые результаты — расширение "степеней свободы" развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности. Личностно-ориентированная модель общения не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Принципы формирования Программы: Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования); Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Сотрудничество Организации с семьей; Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Учет этнокультурной ситуации развития детей. Комплексно-тематического построения образовательного процесса; Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип постепенности, последовательности и систематичности: темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала и сложность. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса — создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка. 1. 4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:
При определении педагогических условий реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были учтены следующие положения:
* 1. 5. Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры). Результаты освоения сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения Программы. 2. Содержательный раздел Программы 2. 1. Содержание работы по образовательным областям с учетом НРК. Работа по НРК проводится по всем областям Основной образовательной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 2. 1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Использование национального регионального компонента в направлении, социально-личностного развития ребенка включает:
2. 1.2. Образовательная область «Познавательное развитие». Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:
2. 1.3. Образовательная область «Речевое развитие». Основными задачами в речевом развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:
2. 1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Основными задачами художественно – эстетического развитии детей с учетом национально – регионального компонента являются:
2. 1.5. Образовательная область «Физическое развитие» Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:
2. 2. Содержание образовательной деятельности с учётом национально – регионального компонента и возраста детей. 2. 2.1. Младшая группа (3-4 года) Задачи воспитания и обучения: Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, животным и растениям родного края. Продолжать укреплять и охранять здоровье детей. Воспитывать интерес к труду взрослых, учить относиться с уважением к их труду. Развивать речь детей.
|