Проект «Огород у нас хорош, лучше в мире не найдешь»
«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать» В.А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Скачать конспект
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок — самостоятельно или в партнерстве с взрослым — познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как устроен мир?» Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.
Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории
оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников, это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят. Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека.
В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности. В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества.
ЦЕЛЬ: Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.
Тип проекта:
- По продолжительности – долгосрочный (апреля – сентябрь).
- По количеству участников – коллективный.
- По контингенту участников — одновозрастной (дети 5-7 лет)
- По направленности деятельности участников проекта – познавательно-исследовательский
Пояснительная записка:
Проект разработан для детей старшего возраста. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой воспитанники самостоятельно проводят исследовательский эксперимент, обрабатывают его результаты и представляют их в виде фотографий. Осуществляя проект, воспитатель пользуются различными источниками и способами передачи информации. Реализация проекта предусматривает постановку проблемы, поиск ее решения через исследования огородных культур и способов их выращивания. Специально подобранные способы выращивания огородных культур применимы на практике и помогут в дальнейшем узнать о свойствах и особенностях различных природных объектов, обеспечивают теоретическую и практическую подготовку детей к изучению новых дисциплин таких как природоведение и биология.
Проблема
Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, которые выращивают в теплице, о необходимых условиях их роста.
ЗАДАЧИ:
- Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста;
- Обогащать знания детей о значении природных явлений в огородных культурах
- Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях, растущих в теплице.
- Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений в теплице (томатов, перцев, баклажан, огурцов)
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в теплице;
- Развивать чувство ответственности за порученное дело.
- Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;
- Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
- Помощь родителей в приобретении посевного материла, вскапыванию огорода.
Интеграция образовательных областей: в данном проекте просматриваются все образовательные области.
Ресурсное обеспечение проекта.
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта:
- дети группы
- родители воспитанников (совместная деятельность)
- воспитатели группы, муз. Руководитель
2. Информационное обеспечение.
- видео, презентации
- мультфильмы, фильмы, познавательные передачи
- наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
- оборудование для ухода за растениями
- семена, рассада
- фотоаппарат
- компьютер
- магнитофон
- интерактивная доска.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
беседы, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры,
экспериментирование.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений в теплице.
- Привитие детям уважительного чувства к труду
- Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке и ухода за растениями.
- Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
- Появление урожая, сбор его и употребление в пищу.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
этапы
|
мероприятия
|
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
|
1. Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно.
2. Организация грядок в теплице, высадка рассады в теплицу. Создать условия для реализации проекта.
3. Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта.
4. Разработка консультаций для родителей «Витаминная корзина», «Полезные свойства овощей», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Экологическое воспитание ребенка в семье». Просвещать родителей по теме.
5. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта.
|
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
|
1. Утренние беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Для каких растений нужна теплица
- Расширять знания детей о культурных растениях в теплице.
2.Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о культурных растениях.
- Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
3.Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист: «Переполох в огороде», «Чужак в огороде», Агния Барто: «Нарисуем огород», «Было у бабушки сорок внучат». Ю. Тувим «Овощи», Т. Шорыгина: «Летний дождик», «Корзина овощей», «Росток», Я. Бжехва «Помидор», Т. Бокова «Праздник урожая».
- Расширять знания детей о значении огорода для людей, познакомить детей с тем, какие культуры выращивают в теплице.
4.Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Опиши овощ», «Угадай, что это», «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», Игра-лото «В саду, на поле, огороде», «Один - много», «Исправь ошибку художника», «Помоги растениям», «Кому нужна вода», «Советы Айболита», «Опиши, мы угадаем».
- Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов.
5.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет - продукты», «Приятного аппетита: сюжет - столовая», «Кафе», «Ярмарка».
- Развитие игровой деятельности. Развитие речи.
6.Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород», «Найди свою пару», «Дождик в огороде».
- Развитие двигательной активности детей.
7.Практическая деятельность: полив растений, прополка грядок, рыхление земли, подвязка растений, пикировка.
- Развивать ответственность по уходу за растениями. Вызвать интерес к выращиванию тепличной культуры.
8. Опыты – наблюдение за ростом овощных культур.
- Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у побегов.
9.Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян.
- Расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения.
10. Экспериментирование «растение - человек».
- Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
11. Беседы «Овощи», «Овощи- очень полезные продукты», «Овощи на грядке и здоровье в порядке», «Что растет в огороде», «Вода и растения».
- Расширять познания детей о овощах, их свойствах.
12. Труд в природе. Сбор созревших овощей.
13. Употребление созревших плодов.
- Формировать интерес к результату своего труда.
14. Художественно - эстетическое развитие: лепка «Овощи для салата», аппликация «Корзина овощами».
- Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании. Формирование трудовых умений и навыков.
15.Развлечение «Огородное приключение»
16.Игра-викторина для старших дошкольников «Во саду ли в огороде»
17.Оформление и ведение календаря наблюдения за ростом и развитием овощных культур в теплице (огурцы, томаты, баклажаны, перец)
18.Просмотр видео фильмов и презентаций
|
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
|
1.Оформление фотовыставки «Наш урожай».
- Вызвать положительные эмоции, чувство радости.
2. Анализ результативности.
- Выявить достигнута ли поставленная цель. Обобщение результатов по реализации проекта
|
Использованная литература:
1.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском. Просвещение, 2001. – 208 с.
2. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
3. «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
4. Шорыгина Т.А. «Овощи. Какие они?»
5. Детские энциклопедии.
|