«Моя родина – Кубань» |
Познание | |||
Автор: Минакова Виктория Евгеньевна | |||
13.12.2021 13:23 | |||
«Моя родина – Кубань» (с детьми 5-6 лет) Автор: Минакова Виктория Евгеньевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 города Ейска муниципального образования Ейский район город Ейск 2021 г. Пояснительная записка: Цель: Формировать у детей представления об исторических и культурных ценностях родного края, его достопримечательностях, а также целостной картины мира на основе представлений о социальной действительности родного края. Задачи: Обучающая: Учить детей проявлять патриотизм, любить родной край, Родину, гордиться её достижениями, быть уверенными в том, что Краснодарский край многонациональный край с героическим прошлым, успешным настоящим и счастливым будущим. Знакомить с русскими народными традициями. Развивающая: Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение устанавливать причинно-следственные связи, проявлять эмоционально-оценочное отношение к реальным поступкам, событиям с учётом культуры и традиций Краснодарского края. Воспитывающая: Воспитывать патриотизм, чувство привязанности к родным местам, гордость за свою малую родину, её достижения. Состав группы воспитанников: 9 мальчиков, 11 девочек. Актуальность. Воспитание нравственных качеств и духовности необходимо начитать с дошкольного возраста. В этой работе главное место занимают приобщение детей к культуре своего народа. Здесь сохранились черты русского характера, духовно-нравственные ценности, представления о красоте, доброте, трудолюбии, смелости, послушании, уважение к старшему поколению. Таким образом, основополагающим направлением образовательной работы по духовно-нравственному воспитанию детей выступает приобщение их к социальной действительности в процессе ознакомления с родным краем. У детей 5-6 лет процесс ознакомления с окружающим миром происходит эмоционально-практическим путём. Дети этого возраста с интересом познают окружающий мир. Познание и усвоение нового способствует их дальнейшему развитию, закладывая фундамент для становления ребёнка, как личности. Успешное развитие ребёнка зависит от полноты и разнообразия детской деятельности. Поэтому необходимо интегрировать различные виды деятельности, включая методы познавательной активности, что вызовет повышенный интерес к теме ознакомления с историей родного края. Формы проведения занятий, виды деятельности: интерактивная экскурсия; предметная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная. Форма НОД (с указанием вида): групповое, комбинированное НОД. Предшествующая работа: рассматривание картин Ю.П. Короткова; слушание кубанских народных песен; дидактическая игра «Узнай наш флаг»; чтение стихотворения Л. Воронько «Лучше нет родного края.», музыкально-дидактическая игра «Возле дома огород», попевки «Гречку мыли, гречку мяли», хоровод «Ой при лужку». Подвижные кубанские игры «Кривой петух», «Коршун», «Гуси». Рисование «Кукла в кубанском костюме», раскраски с изображением народных промыслов, аппликация «Наша клумба». Дидактическое обеспечение: экспонаты «Кубанской горницы»: самовар, прялка, коромысло, чугунок, рушник, куклы в кубанской одежде. Мультимедийное оборудование, презентация «Кубань-казачий край», шапочка «Солнце» для подвижной игры. Ход: 1 часть. Вводная (Мотивация) Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, какие новые предметы вы заметили в нашей группе. (в игровом уголке находятся предметы кубанского быта: самовар, прялка, коромысло, чугунок, рушник, куклы в кубанской одежде. Дети называют их. Воспитатель помогает им, если они затрудняются ответить.) Воспитатель: Ребята, это предметы старины, которыми пользовались наши предки, с которых началась наша с вами Родина. Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Родина»: Если скажешь слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор. А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах — первые кораблики, Над скакалкой-топот ног. И родной московской фабрики Громкий, радостный гудок. Или степь от маков красная- Золотая целина. Родина бывает разная, Но у всех она одна! Воспитатель: Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (ответы детей). Воспитатель: Верно, о Родине. А как называется наша с вами Родина? (ответы детей). 2. часть. Основная. Воспитатель: Да, Россия. Ребята, Россия очень большая страна, в ней живут много народов различных национальностей. И у каждого народа есть своя малая Родина. Как вы думаете, что такое малая Родина? (ответы детей) Верно, малая Родина — это то место, где человек родился, вырос, где живут его родители, друзья, где он пошёл в детский сад, а затем в школу. Есть такая Родина и у нас с вами. Вы знаете, как она называется? (ответы детей) Воспитатель: Наша малая Родина называется Кубань. Находится Кубань в Краснодарском крае, а столица Краснодарского края и Кубани — город Краснодар (дети повторяют название малой Родины, края и столицы). Воспитатель: А как же называемся мы — жители Кубани? Кубанцы. (дети закрепляют новое название). Воспитатель: А какая же она: наша Кубань, вы хотите узнать? Давайте послушаем песню: «Кубань раздольна и широка» (дети слушают песню С. Переверзева «Люблю Кубань») Воспитатель: Что же вы узнали о Кубани из этой песни? (ответы детей). Воспитатель: Да, ребята, широка и раздольна наша Родина — Кубань! На степных просторах нашей Родины колосится золотая пшеница, в плодородных садах её созревают наливные яблочки, на склонах гор пасутся стада баранов, в тёплом Азовском море любят купаться дети, а по глубокому Чёрному морю ходят большие корабли и водятся в тех морях дельфины и рыба разнообразная: кефаль, осётр, тарань, барабулька. Воспитатель: Жители Кубани- настоящие труженики. Они работают на полях и в садах, на фабриках и заводах, растят коров и свиней, пасут баранов, заботятся и берегут свой край, свою малую Родину. Кубанцы — очень гостеприимный и добрый народ, всегда рады гостям, но если вдруг враг вздумает напасть — защитят свою Родину и прогонят всех недругов. Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, с чего началась наша Кубань, как жили наши предки, какие обычаи были в старину? Мы узнаем об этом чуть позже, а сейчас я предлагаю вам поиграть в народную кубанскую игру, а называется она «Солнце». Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре ребёнок — «Солнце» Гори, солнце, ярче, Дети ходят по кругу Лето будет жарче. А зима теплее, Идут в центр круга А весна милее, Идут из центра обратно А зима теплее, Идут в центр круга А весна милее, Идут из центра обратно После слов «солнце» Ловишка ловит детей Повторить игру 2-3 раза по желанию детей Воспитатель: Ребята, хотите попасть на экскурсию? Давайте совершим путешествие по Кубани (дети с педагогом смотрят презентацию «Кубань-казачий край») Воспитатель: История нашей Кубани началась давно. (показ 2 слайда) Воспитатель: Царица Екатерина подарила казакам земли на юге государства Российского, чтобы они защищали Россию от врагов. И казаки поселились среди бескрайних южных степей. Основали первые поселения. Они назвали их «станица» (дети повторяют название). Воспитатель: Это название сохранилось до наших дней. (показ 3 слайда). Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие были первые станицы казаков. Дом казаков назывался «хата» (дети закрепляют название). Казаки строили свои хаты из глиняных кирпичей, стены белили известью, а крышу крыли соломой. В казачьих семьях всегда было много детей. Взрослые уважали стариков, а дети слушались своих родителей и помогали им по хозяйству. Мальчики обучались владеть шашкой с детства, а девочки помогали матери и бабушке: они готовили пищу, доили коз и коров, пряли пряжу, прибирались в хате. Воспитатель: Очень важным предметом казачьей хаты была печь. (показ 4 слайда) Посмотрите, ребята, какая она большая. Сейчас таких почти не встретишь ни в одном доме. Казаки называли её ласково: печка-матушка. А знаете, почему? (предполагаются различные варианты ответов детей). Воспитатель: Да, ребята, потому что любили казаки печь за то, что заботилась она о людях, как матушка родная: пекла румяные пироги, варила вкусные щи и томились в духовке сливочки из коровьего молочка. А холодной зимой можно было залезть на печку и согревала она своим теплом. Воспитатель: Помогала хозяюшкам-казачкам в их нелёгкой работе кухонная утварь. (показ 5 слайда) (Воспитатель рассказывает детям, для чего нужны ухват, горшок, кочерга, дети повторяют названия утвари, отвечают на вопросы.) Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, что это за предмет казачьего быта? (предполагаются различные варианты ответов детей). (показ 6 слайда). Воспитатель: Это прялка. На ней казачки пряли пряжу. (дети повторяют названия предметов.). Воспитатель: Пряжа — это нитки. Бывает пряжа разная. Из шерстяной пряжи казачки вязали тёплые носки и платки на зиму. Из льняной пряжи, которую делали из растения лён, ткали ткань, а потом шили рубашки, брюки, платья. Воспитатель: Долгими зимними вечерами сидели за прялкой казачки -и молодые и постарше и пряли пряжу. Горела лучина перед ними и пели они песни, чтобы дело быстрее спорилось. Ну а как закончат казачки свою работу, ставят они на стол самовар, да пьют чай ароматный с мёдом, да баранками. (показ 7 слайда). Воспитатель: Ребята, если печь в казацкой хате была, как матушка, то самовар-батюшка. Он поил горячим чаем, согревая всех своим теплом. А уж веселились казаки как: просто загляденье! (показ 8 слайда). Воспитатель: С весёлой пляской, да звонкой песней в кругу родных и друзей проводили они свои праздники: отдыхали да радовались. Воспитатель: Но не только работали казаки в поле, саду, строили хаты и растили детей, но и защищали свой дом от врагов. (показ 9 слайда). Воспитатель: Садились они на лихих коней, брали в руки шашки и геройски сражались с врагами, и бежали враги далеко-далеко от казачьих станиц и никогда более не пытались назад вернуться. А после боя возвращались казаки с победой домой и встречали их казачки: матери, жёны, сёстры и поили чистой водой из родной реки Кубани. 3 часть. Подведение итогов (рефлексия) Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ об истории нашей малой Родины? Что понравилось больше всего? Что вы узнали нового? А что еще хотите узнать? (дети отвечают на вопросы, воспитатель дополняет ответы детей). Воспитатель: Ребята, а скажите, у кого-нибудь из вас есть родственники, живущие на Кубани в других городах и станицах? Расскажите об их жизни: чем они занимаются, где работают, чем увлекаются) (воспитатель выслушивает ответы детей). Воспитатель: Ребята, ну вот и подошло к концу путешествие в историю нашей малой Родины Кубани. Что же нового вы узнали сегодня? (дети отвечают, воспитатель дополняет ответы детей.) Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо всё поняли. И я надеюсь, что когда вы подрастёте, вы так же будете любить свою родину Кубань, приумножать её богатства и защищать, как это делали ваши далёкие предки кубанские казаки.
|