Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. |
Познание | |||
Автор: Липухина Алена Геннадьевна | |||
02.11.2021 19:56 | |||
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Ребенок — великий экспериментатор. Как утверждают психологи, знакомство ребенка с окружающем миром начинается задолго до его рождения. А придя в этот мир малыш уже начинает экспериментировать. Примерно с третьего месяца своей жизни ребенок наблюдает за реакцией родителей на свои действия, делает выводы. Чем шире зона ближайшего развития, тем больше возможности и желания у малыша все потрогать, погрызть, постучать, больше узнать об окружающем его мире. На новый этап познания ребенок выходит, когда приходит в детский сад. Здесь под руководством воспитателя он учится распознавать и «просеивать» полученные знания. В настоящее время система дошкольного образования меняется, совершенствуется.
Новые требования ФГОС ДО требуют от воспитателя не просто дать детям знания умения и навыки, а ежедневно организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок захотел узнать сам, проявлял интерес, искал нужную информацию, пытался строить гипотезы, подтверждал или опровергал их. Как раз этому и способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, коммуникабельность, умение собирать и обрабатывать интересную информацию. К среднему дошкольному возрасту дети становится более самостоятельными. Они уже умеют выслушивать инструкции взрослых, максимально точно выполнять требуемые в процессе работы, инструкции. Организуя работу в опытно-экспериментальной области, воспитатель учитывает возрастные особенности детей, уровень развития мышления, индивидуальные способности каждого ребенка. Как правило в среднем дошкольном возрасте дети стремятся к общению, они задают вопросы, строят предположение, поддерживают беседу. Важно закреплять это стремление так как оно способствует развитию речи. А как известно, активная речь, это фундамент для дальнейшей положительной социализации. К тому же опытно-экспериментальная деятельность способствует развитию мелкой моторики и координации. Поэтому в совместной и самостоятельной деятельности (РППС) активно используются различные материалы (пипетки, камни, песок, прищепки, мерные стаканчики и т. д). В процессе экспериментирования и проведения опытов обеспечивается безопасность детей. Темы подбираются согласно возрастным особенностям и интересам детей. В своей работе необходимо разграничиваю понятие «опыты» и «Эксперименты» Эксперимент призван доказать гипотезу, а опыт – зафиксировать ее в практических условиях. Следует помнить о том, что ведущая деятельность дошкольников –игровая. Соответственно и работу необходимо простаивать в игровой форме, при чем в различные режимные моменты детского сада. Это могут быть как ООД, так и свободная деятельность в РППС, прогулки, тематические праздники, и т д. В процессе работы можно использовать различные формы, например, такие как:
проведенных опытов, и запоминаются они надолго. (свойства песка, воды, растений, магнита и т д) Широко используется проектная деятельности. Используя этот метод, воспитатель не только проходит по всем образовательным областям, но и привлекает родителей к совместной деятельности. (консультации, мастер-классы, рекомендации для проведения опытов и экспериментов дома) Приоритетной задачей для воспитателя стоит необходимость научить детей самостоятельно проводить опыты и эксперименты. Для этого в группе детского сада создается «Центр Экспериментирования» в котором находится «Картотека опытов и экспериментов». Огромное значение уделяется технике безопасности, для этого центр оборудован безопасным для детей оборудованием и материалом, картотека экспериментов подобрана соответствующим образом. Благодаря этому, ребенок в любое время может заняться «научными исследованиями» самостоятельно. Экспериментирование может проводится в совместной деятельности, работая над одним общим проектом. Подгрупповая работа, когда дети делятся на группы и каждая группа подтверждает определенную гипотезу. Так же активно используется и индивидуальная работа, когда в процессе ООД детям раздаются задачи с разным уровнем сложности. Главное в работе педагога-мотивация. На плечи воспитателя ложится задача не только заинтересовать детей так, чтобы у юных ученых появилось желание двигаться дальше, но и прогнозировать дальнейшие действия ребенка, а именно какие, средства, виды опытов и экспериментов понадобятся для того, чтобы подтвердить гипотезу. Экспериментирование дает возможность детям открыть в себе первооткрывателя, наша задача, как взрослых, обезопасить тернистый путь наших детей к знаниям. Не просто объяснить словами, как показывает практика, этот путь малоэффективен и неинтересен для дошкольника, а грамотно направить туда, где малыш сможет самостоятельно путем проб и ошибок приобрести знания так необходимые ему в будущем. Липухина Алена Геннадьевна Воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Рябинка» КВ» Поселок Зональная Станция, Томский район Из проекта «Где живут бактерии» старшая группа Экспериментальная деятельность «Что умеет соль» Подготовительная группа Проект «Что такое витамины» средняя группа
|