Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром по теме «Дикие животные», разработанная с применением метода сравнительного анализа. |
Познание | |||
Автор: Кашина Ангелина Витальевна | |||
28.10.2021 18:28 | |||
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром по теме «Дикие животные», разработанная с применением метода сравнительного анализа. Цель: Систематизировать знания детей о диких животных. Программные задачи Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип занятия – обобщение и систематизация ранее полученных знаний. Интеграция образовательных областей:
Методические приемы:
Необходимый материал, оборудование:
Предварительная работа: отгадывание загадок о животных, дидактические игры «Кто где живет», «Чей детеныш», рассматривание иллюстраций, картин о диких животных, беседы о диких животных. Ход занятия. Дети входят в группу и садятся на стульчики перед магнитной доской. Раздаётся стук в дверь, происходит передача письма. Воспитатель: — Интересно, от кого же пришло нам письмо. Это письмо от Незнайки из Солнечного города, он хотел узнать побольше о диких животных и попросил Знайку ему о них рассказать. Знайка сделал для него таблицу с описанием диких животных. Но Незнайка её случайно испортил, и ему стыдно признаться об этом Знайке. Он просит нас помочь ему восстановить таблицу. Ребята, поможем Незнайке? Дети: — Да! - Отлично. Давайте посмотрим, что же это за таблица. Рассматривают таблицу. - Посмотрите. В первом столбце должно быть изображено животное, про которое необходимо рассказать, а в первой верхней строчке указано, что же именно нужно про него нужно сообщить. Только животные и информация о них потерялись, и остались подсказки и картинки, которые выпали из этой таблицы и которые необходимо вклеить в неё обратно. Давайте попробуем отгадать, какое животное нужно описать первым. Для этого нужно отгадать загадку. Я хозяин леса строгий! Спать люблю зимой в берлоге. И всю зиму напролет снится мне душистый мед. Строго я могу реветь. Угадайте, кто же я? (медведь) Ответы детей. -Верно, это медведь. Тот, кто первым отгадал эту загадку, идёт выбирать из имеющихся картинок изображение медведя и вклеивать его на место первого животного в таблице. - Теперь, когда мы определились про какое животное необходимо рассказать первым, давайте опишем его по предложенным критериям. Первый критерий это его внешний вид: размер, цвет и характерные особенности внешности. Чтобы зарисовать в таблице размер животного давайте примем условное обозначение в виде линейки с 3 делениями: три деления рисуем большим животным, два – животным среднего роста, а одно- низким животным. Итак, кто готов описать мне внешность медведя? Один из воспитанников описывает внешность медведя: высокий, коричневый, крупный. Воспитатель подводит воспитанников к называнию такой особенности внешнего вида медведя как косолапость. В итоге, в первом столбце рисуется линейка на три деления, кружок коричневого цвета и следы лап. - Посмотрите, нас в таблице отсутствует следующий критерий, по которому необходимо описать нашего мишку. Но зато есть картинка, характеризующая медведя по этому показателю. На картинке изображены мёд, малина, трава, рыба и мясо. -Как вы можете назвать одним словом всё, что изображено на этой картинке? Что это для медведя? Дети: Еда. - Молодцы, правильно. Значит, в этом столбце нам необходимо будет рассказать, что ест каждое из загаданных животных. А как называют животных, которые едят пищу и растительного, и животного происхождения? Дети: Всеядные. - Давайте посмотрим на верхнюю клетку следующего столбца. Что здесь изображено? Дети: Дом. - Значит про что здесь нам необходимо будет рассказывать? Дети: Про то, где живёт это животное. - Кто готов рассказать мне, где живёт медведь? Ответы детей. - Отлично, мы перешли к последнему столбцу. Здесь нужно изобразить, как животное, которое мы описываем, ведёт себя зимой: спит или не спит? Как называется состояние, когда животное зимой спит? Ответы детей. - А медведь зимой спит или не спит? Ответы детей. В последнее окошечко вклеивается изображение подушки- медведь зимой спит. - Вот мы с вами и описали первое из четырёх животных. Чтобы угадать следующее животное, нужно послушать его описание, и назвать кто же поселился в этом окошечке. Описание: Резвое, прыгучее, делает запасы на зиму и благодаря острым когтям ловко лазит по деревьям. Дети: Белка. - Верно. Кто готов описать внешность белки? Дети описывают белку по размеру – линейка в одно деление, цвету – рыжая весной и летом, серая- зимой, из особенностей длинные уши и пушистый хвост. - А кто же белка по типу питания? Дети: Травоядная. - Ответивший верно может выбрать из имеющихся картинок ответ на этот вопрос и приклеить его в нужное окошечко. Картинка с орехами, грибами и желудями. - Переходим к следующему столбцу: как называется дом белки и где он находится? Первый верно ответивший ребёнок выходит выбирать картинку с изображением дупла и вклеивает её в соответствующее окошко. - Что делает белка зимой? Ответы детей: белка не впадает в спячку. Воспитателем наклеивается изображение подушки, и оно перечёркивается. - Чтобы немного взбодриться и поскорее отгадать двух оставшихся животных, я вам предлагаю самим превратимся в зверей. Повторяйте за мной. Гимнастика малой подвижности «Дикие животные». Раз, два, три, четыре, пять, дети шагают на месте Как животных нам назвать? руки разводят в стороны С людьми они не знаются, хлопают в ладоши В лесу живут, скрываются спрятаться за «ветки» изображенные руками По картинкам всяк их знает складывают ладони в виде книжки Волк, лиса, медведь и заяц указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке Дом их – заросли густые изображают руками крышу дома над головой Они – дикие, лесные. изображают деревья, поднимая согнутые в локтях руки, растопырив на них пальцы. - Вот мы немного и отдохнули. Чтобы узнать какой зверь был в этой клеточке ранее, необходимо услышать его голос. Включается аудиозапись воя волка. Дети его называют. - Опишите мне, пожалуйста, волка. Дети дают описание волка: кружок серого цвета обозначит цвет шкуры, два деления линейки определят средний рост. Из особенностей могут назвать острые зубы. - Кто волк по типу питания? Дети: Хищник. - Как называется дом волка? Дети: Логово. - Что он делает зимой? Наклеивается изображение подушки, и оно перечёркивается. В этот раз это может сделать правильно ответивший воспитанник. -Мы переходим к последнему животному. В этом нам поможет поговорка: Труслив как... Про кого она? Дети: Про зайца. - Кто готов описать внешний вид зайца? Во втором столбце в клеточке напротив зайца рисуется одно деление линейки, два цветных кружка – белый незакрашенный и серый, в качестве особенностей рисуются длинные уши и, возможно, короткий хвост. - Чем заяц питается? И кто он по типу питания? Дети: Питается травой, овощами, ветками, плодами и ягодами. Он – травоядное животное. - Где живёт заяц? Первый правильно ответивший ребёнок выбирает картинку с изображением норы у куста и наклеивает в нужную клетку. - А спит ли заяц зимой? Дети: Нет. - Какие вы молодцы! Всю таблицу для Незнайки восстановили. Я обязательно отправлю ему его таблицу. Уверена, он будет Вам благодарен. Давайте вспомним, про каких животных мы сегодня составляли описания для Незнайки? Что Вам понравилось, а с чем было трудно справляться? Вы – большие молодцы.
|